Наталия Захаренко
Дидактические игры в обучении детей основам математики
▼ Скачать + Заказать документы
в обучении детей основам математики»
Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Дидактические игры в обучении детей основам математики» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Для детей дошкольного возраста игра имеет огромное значение в жизни ребенка: игра – это учеба, игра - это труд, игра – это серьезная форма воспитания, а также способ познания окружающего мира.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Для обучения детей через игру и созданы дидактические игры. Основное назначение дидактической игры это - обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, и т. д.
В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Игру включаю непосредственно в содержание занятий, как одно из средств реализации программных задач.
Дидактические игры использую в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Классификация дидактических игр
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомлю с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.
Играя в такие дидактические игры как : «Назови число», «Помоги сосчитать». «Назови соседей», «Сколько?», «Найди на 1 меньше».
«Какой цифры не стало?», «Исправь ошибку» дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия
Дидактические игры, такие как: «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?», «Задумай число», «Составь цифру» и другие используются с целью развития внимания, памяти, мышления.
Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делаю специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.
Дети с удовольствием играют в такие игры : «Живая неделя», «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев» эти игры помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Основной задачей является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Дидактические игры как : «Найди игрушку», «Куда спряталась мышка», «Куда пойдешь, то и найдешь», «Встань на место», «Где фигура».
Четвертую группу игр использую для закрепления знаний о форме геометрических фигур. Детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
Дидактические игры такие как : «Подбери фигуру», «Сложи из палочек», «Кто больше увидит», «Кто быстрей найдет предмет», «Найди свою фигуру».
Пятую группу дидактических игр использую для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Дидактические игры для развития логического мышления: «Задачи – шутки», «Хитрые вопросы», «Сравнение понятий», «Выбери нужное», «Я загадала», «Чем похожи и чем отличаются?».
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания в области элементарных математических представлений.