Надежда Белогорцева
Дидактические игры своими руками
▼ Скачать + Заказать документы
своими руками»
Подготовил воспитатель:
Белогорцева Н. А.
Цель: повышение познавательной активности детей дошкольного возраста через дидактические игры с использованием нетрадиционных пособий.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
К великому сожалению, в современном мире дети испытывают дефицит общения с родителями и сверстниками. Активная игра все чаще подменяется использованием мультимедийных средств (телефонов, планшетов). Но эту ситуацию необходимо менять, ведь игра так нужна нашим детям для познания окружающего мира.
В своей работе я столкнулась с такой проблемой как снижение познавательной активности у детей. Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении образовательной программы. Развитие познавательной активности в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать не только дошкольную, но и школьную программу. Для развития познавательной активности ребёнка просто необходимо побуждать у него интерес к знаниям, к новым открытиям через игровую деятельность. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.
Если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры в совокупности с игровыми пособиями, то можно повысить уровень познавательной активности у дошкольников. В результате у детей сформируется более высокий уровень творческих способностей, практических навыков и умений. Сформируется уверенность в своих действиях, дети научатся проявлять активность и любознательность.
Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у дошкольников?
Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно следует определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание. Также, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно.
Исходя из опыта своей работы, я сделала вывод, что одним из эффективных направлений повышения познавательной активности у дошкольников являются дидактические игры. Но не обычные дидактические игры, а с использованием нетрадиционных пособий, выполненных своими руками.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей в группе создана нетрадиционная дидактическая зона с набором познавательных игр, с учётом безопасности, наглядности, доступности.
Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения.
В связи с этим, провожу работу с родителями:
- знакомлю с занимательными и развивающими играми;
- провожу консультации, индивидуальные беседы.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. В процессе работы у детей сформировались стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; умение задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельности и действия партнера; умение планировать познавательную деятельность; вести диалог при совместной игре; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности.
Я считаю, что педагоги дошкольных учреждений должны находиться в постоянном поиске новых средств воспитания и обучения детей и внедрять их в педагогическую практику.
Приведу несколько примеров создания дидактических игр :
1. Дидактическая игра "Собери бусы".
Цель и задачи:
- развитие мелкой моторики.
- формировать умение называть и различать цвета,
- развивать фантазию, художественный вкус.
Материал для изготовления: конверт, круги разного размера и цвета из картона, верёвочка.
2. Игра «Накорми зайку»
Цель и задачи: развитие логического мышления,
- стимулировать развитие умственных способностей детей в процессе игры,
- способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти и речи детей;
- формировать у ребёнка математические представления – счёт до 10;
- вызывать радостные эмоции от игры.
3."Выложи по образцу"
Цель: прививать усидчивость, развивать память.
Материал для изготовления: счётные палочки, карточки с изображением.
4. «Чьи пятнышки?» «Четвёртый лишний»
Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти; умение правильно подобрать рисунок и цвет.
5. «Посади бабочку на цветок»
Цель: упражнять в умении выполнять арифметические действия, формировать у ребёнка математические представления – счёт до 10, соседи чисел и состав числа в пределах 10.
6. «Подбери дверь к домику»
Цель: закрепить представления о геометрических фигурах.
И другие.