нина малахова
Дидактические игры для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
СТРОИТЕЛЬ
Цель. Выявить уровень знаний детей о профессиях строителей, машинах, помогающих строить дома, стройматериалах для постройки дома, процессе постройки, закрепить знания порядкового счёта (1-й, 2-й этаж и т. д.). Формировать умение образовывать существительные с суффиксами -щик-, -чик- (крановщик, каменщик, водопроводчик и т. д.).
Материал. Картины, изображающие блоки, панели домов, картинки с изображением машин, помогающих при строительстве домов, и т. д.
Задания
1. Отобрать из большого количества предложенных механизмов и материалов необходимые для постройки «дома».
Публикация «Дидактические игры для детей 4–7 лет» размещена в разделах
2. Установить последовательность постройки «дома».
3. Построить» дом».
В ходе этой игры педагог объясняет детям, что возведение дома – это сложный процесс. Обращает внимание детей на определённую последовательность работы строителей. Вначале архитектор определяет место для возведения здания. На этой площадке рабочие, инженеры роют котлован на определённую глубину, выравнивают его. Далее начинают возводить фундамент. Фундаменты бывают разными: ленточные, на сваях и т. д. – в зависимости от несущей способности грунта, на котором строится здание. Когда работы по возведению фундамента закончены, начинается работа по постройке самого здания, по этажам.
СПЛАНИРУЕМ ГОРОД
Цель. Закрепить знания о том, что такое город, какие здания, учреждения, дома находятся в городе. Выяснить с детьми. Как лучше спланировать строительство города по карте. Обратить внимание детей на экологию города. Формировать умение с опорой на карту составлять макет города из крупного «Строителя», умение оперировать предметами - заменителями. Обратить внимание на красоту архитектурных сооружений в Москве.
Материал. Большая карта города, крупные карточки с изображением городских объектов и карточки с изображением деревьев, кустарников, фонтанов, крупный «Строитель», цветные карандаши, клейкая лента, ножницы.
Задания
1. Наметить центр и окраины города.
2. Вывести вредные производства за черту города.
3. По плану построить макет города из крупного «Строителя».
Эти игры закрепляют знания детей о строительстве домов в человеческом мире. Первая игра даёт возможность детям реализовать знания, полученные на занятиях, в элементарной игровой деятельности. Особой сложности эта игра не представляет, но приучает ребёнка пользоваться знаниями, прислушиваться к мнению сверстников.
В следующей игре содержание и задачи усложняются, детям представляется полная самостоятельность в постройке макета города, участие педагога в этой игре минимально. Дети намечают центр и окраины города; опираясь на свой жизненный опыт, определяют, что должно быть в городе. Чего не должно быть; определяют, где должны находиться правительственные здания, офисы, а где – жилые кварталы и социальные инфраструктуры. Педагог специально оставляет неполностью готовые для игры объекты (булочная, аптека и т. д.). Дети самостоятельно работают с предметами – заместителями – дорисовывают, приклеивают. Педагог в этой игре имеет возможность узнать, каким образом дети общаются (определить уровень общения, как распределяют между собой игровые обязанности (кто что будет делать, и, конечно, выявить уровень знаний каждого ребёнка.
ЖИЗНЬ В СЕМЕНАХ
(игра для детей 5-7 лет)
Цель. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов, фасоли, гороха, этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.
Материал. Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.
Задание. Рассмотреть семечко, выбрать нужный набор карточек, расставить по порядку этапы развития овощной культуры, рассказать о жизни и развитии данного растения.
Правила
1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.
2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал всё хорошо и правильно.
Алгоритм проведения
1. Педагог рассказывает детям о жизни маленького семени.
- Всю долгую зиму у нас в коробочке спали семена. Посмотрите, какие они маленькие, беззащитные, но в каждом из них таится необыкновенная сила жизни. Сейчас в каждом маленьком семечке спит жизнь будущего растения. Мы их разбудим, а потом помечтаем, какими они будут.
Педагог вместе с детьми помещает семена различных овощных культур в специальные чашечки на влажный фильтр и закрывает крышечкой. Через некоторое время крышка запотевает.
- Это наши семена проснулись, они дышат. Пройдёт совсем немного времени, и у каждого из них появится маленький белый хвостик. (Показывает проросшее семечко.)
- Как вы думаете, что это (Это маленький корешок.)
- Это проросшее семечко нужно посадить в землю, и из него постепенно вырастет взрослое растение, если, конечно, вы не забудете за ним ухаживать.
- А теперь давайте помечтаем, какие вырастут из наших семян (перца, гороха, томата, огурцов, бобов, фасоли) растения.
2. Каждому ребёнку выдаётся семечко, предлагается внимательно его рассмотреть и подобрать для него карточки с изображением этапов развития данной овощной культуры. (На каждой карточке нарисовано семечко, из которого выросло данное растение. Форма, цвет и величина семени, нарисованного на картинках, помогают ориентироваться в подборке карточек.)
3. Дети подбирают нужные карточки, раскладывают в правильной последовательности, рассказывают о своём растении.
4. В конце игры подводится итог.
ПОСТРОЙ ДОМИК ДЛЯ ЖИВОТНОГО
(игра для детей 6-7 лет)
Цель. Закрепить знания детей об особенностях жизни различных диких животных, их жилье, стройматериалах, которые они используют. Формировать умение подбирать правильный материал для постройки дома любому их животных.
Материал. Большая дидактическая картина, карточки с изображениями домов животных (муравейник, улей, гнездо птицы и т. п., стройматериалов (веточки, травинки, пух, листья и т. д., самих животных.
Задания
1. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь.
2. Выбрать из предложенного стройматериала только то, что нужно для вашего животного.
3. Подобрать домик для животного.
4. Рассказать о своём выборе.
Правила
1. В игру играют в командах (3 команды по 2-3 человека в каждой).
2. Кто быстро и правильно справится с заданием и сумел объяснить свой выбор, выиграл.
Алгоритм проведения
1. Педагог объявляет ребятам о том, что в детский сад пришла телеграмма.
- Звери зелёного леса прислали нам телеграмму, в которой просят нас о помощи, построить им жильё. Поможем построить домики зверятам (Да.)
- Выберите тех животных, кому вы хотели бы помочь, назовите их по имени
имени. Чтобы у нас всё хорошо получилось, нужно знать, как правильно это сделать.
2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием. Дети делятся на команды и начинают совместно играть.
3. В конце игры подводится итог.
СОБЕРИ РАСТЕНИЕ
(игра для детей 4-5 лет)
Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.
Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т. д.) и прорезями для растений, разные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).
Задания
1. Вспомнить, каково строение растения.
2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.
3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.
Правила
1. Количество играющих от 4 до 6 человек.
2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал своё растение и посадил его на лужайку.
Алгоритм проведения
1. Педагог:
- Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронёсся страшный ураган. После него осталось вот что… (Воспитатель показывает детям пустую жёлто-коричневую лужайку под синим небом.)
- Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли её так назвать (Нет.)
- Как сделать её красивой (Нужно посадить растения.)
- Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем её красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчёлы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.
2. Детям предоставляют наборы не только различных частей растений, но и ненужные предметы.
3. Дети выбирают, что им нужно, а затем составляют растение, называют его и сажают на лужайку.
4. В процессе общей работы получается красочная картина и изображением прекрасной лужайки.
5. Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек и стрекоз и пчёл на цветы на лужайки.
6. В конце игры подводится итог.
ГРИБНАЯ ПОЛЯНКА
(игра для детей 6-7 лет)
Цель. Закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы. Провести работу по словообразованию (под берёзой – подберёзовики, под осиной – подосиновик). Формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине. Формировать умение видеть красоту осеннего леса, убранства деревьев, кустарников, многообразие грибов. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
Материал. Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба-лесовика. (Эту игру можно проводить после занятия по конструированию, где дети делали из бумаги корзиночки.)
Задание. Собрать не меньше трёх грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один «грибник» нашёл, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же).
Правила
1. Количество играющих 6-7 человек.
2. В лес за грибами можно идти только с корзинкой.
3. Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названый гриб или интересный красочный рассказ о грибах.
4. Победителем считается тот, кто в процессе игры наберёт больше кружков.
Алгоритм проведения
1. Педагог предлагает детям прогуляться в сказочный лес за грибами, вспомнить, что нужно взять с собой в лес.
2. Под музыку дети вместе идут в «лес».
3. Педагог объясняет правила игры и задание.
4. Каждый ребёнок выбирает на картинке съедобные грибы и собирает их в корзинку.
5. Гриб-лесовик уточняет с детьми, как называется тот или иной гриб, где он любит расти.
6. В конце игры подводится итог.