Соловьева Марина Владимировна
Дидактическая игра — средство развития и воспитания ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему :
«Дидактическая игра-средство развития и воспитания ребенка»
Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания; они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать ее, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры. Дидактическая игра имеет определенную структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровое действие, игровые правила
Публикация «Дидактическая игра — средство развития и воспитания ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учётом возрастных психофизиологических особенностей ребёнка. Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры, как " Сорока- белобока", "Гули- гули", "Ладушки", "Прыгунки", "Фанты", "Барыня", "Краски" и многие другие. Особый интерес представляют дидактические игрушки для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений, формирования представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из ярких цветных колец разной величины, матрёшки, пирамидки, башенки). В содержании и конструкции дидактических игрушек нашло выражение свойственное русской народной педагогике представления о воспитании детей самостоятельности как важнейшей черты национального характера. Во многих игрушках заложена возможность самообучения ребёнка через игровые действия, их повторность, поиск правильного решения задачи, достижение успешного результата. Способ игрового действия часто подсказывается самой конструкцией народной дидактической игрушки, что отвечает задаче воспитания самостоятельности в игре. Ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они используются как средство обучения, т. е. как часть занятия. Большое значение в воспитании и обучении детей имеют и те дидактические игры, в которые дети играют самостоятельно — вне занятий.
Дидактические игры, используемые в самостоятельной деятельности детей, должны проходить хотя и самостоятельно, но под наблюдением и, в некоторых случаях, руководством воспитателя. Чем же тогда самостоятельные дидактические игры отличаются от сюжетно-ролевых игр?
Всю дидактическую игру ребенок получает в готовом виде, и поэтому дети могут играть самостоятельно только в те дидактические игры, структура которых им хорошо знакома.
Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры является основным средством сенсорного воспитания. В процессе игры формируются и развиваются сенсорные способности ребенка.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально
создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и
нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Выдающиеся
представители в области дошкольной педагогики справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность
сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
Дидактические игры выполняют еще одну функцию – контроль за
состоянием сенсорного развития детей.
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.
2-й уровень: целенаправленные пробы.
3-й уровень: безошибочно подбирает детали.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой
практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в
общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности:
речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо
обнаруживается структура. Одним из элементов игры является
дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и
воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание.
Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их.
Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и
способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей.
Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые совершает
каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют
интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры –
результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и
развитие умственной деятельности, взаимоотношений. Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра - «поиск и открытие», и всегда игра - радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.
В нашем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников
использовались следующие виды дидактических игр для сенсорного
развития :
• Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?»,
«Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать,
группировать предметы по величине.
• Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка»,
«Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать,
группировать предметы по форме.
• Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь
букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать,
соотносить предметы по цвету.
• Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку»,
«Построй башенку» и т. п. Цель этих игр - способствовать закреплению
качеств предметов (величина, форма, цвет).
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика.
Дидактическая игра помогает ребенку также в развитие творческих
способностей. Заботясь о развитии творческих способностей у детей,
приобщая их к творческому труду, мы создаем необходимые условия для развития всех без исключения технических качеств детей дошкольного
возраста. Несмотря на разнообразие и противоречивость современных
психолого-педагогических взглядов на проблему творчества, необходимость развития способностей является бесспорной.
.
Дидактические игры также воспитывают у детей навыки нравственного
поведения в повседневной жизни. Положительная оценка, похвала,
одобрение создают у детей уверенность в том, что они поступают правильно, побуждают к дальнейшим положительным действиям. Серьезное внимание уделяется упражнению детей в вежливом, уважительном отношении к окружающим. Педагог использует разные виды дидактических игр для формирования у детей добрых чувств к сверстникам, правильных
взаимоотношений. Чтобы использовать игру в целях нравственного
воспитания, педагог, прежде всего, способствует усложнению ее содержания.
Во второй младшей группе педагог закрепляет умение приветливо
обращаться ко взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим
небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических играх. Правила в этих играх создают для ребенка известные нормы поведения, определяют, что можно,что нельзя. Педагог учит детей пользоваться этими правилами, подчиняться им, это позволяет формировать поведение каждого ребенка и всей группы детей в целом.
Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических
игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание
детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, формирует нравственные качества дошкольника, развивает творческие способности детей, закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой развития и воспитания детей являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться полноценного развития детей.
Литература:
1. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранова С. П. Дошкольная
педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Учеб. Заведений. М. : Академия,
1998. 240 с.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников. / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1978. 96 с.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. :
Академия, 1998.432 с. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста.
[Текст] : учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.
4. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г.
[Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. –
Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.
5. УчМаксаков А. И. Учите,играя. -М. -1981г. реждения. - 2008.- №11.- стр51
6. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст] : учебное
пособие / Э. Г. Пилюгина. - М: просвещение, 2005.- 116с. С80- 104. 7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М. ,1990.–280 с. 8. Жуковская Р. И. "Игра и её педагогическое значение".-М. ,1100%г.