Cветлана Ивкова
«Дидактическая игра как средство активизации речевой деятельности детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра
была не только формой усвоения отдельных знаний и умений,
но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила
формированию его способностей» А. В. Запорожец
Развитие речи – одно из важнейших направлений педагогической работы детского сада, обеспечивающее своевременное психическое и личностное развитие ребенка. И к сожалению многие причины задержки развития речи у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года.
Публикация «„Дидактическая игра как средство активизации речевой деятельности детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов.
В этот период ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими. Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Этот самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Но наиболее благоприятно развитие речи ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей.
Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Народ создал чудесные произведения – потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Дидактические игры и упражнения дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать.
Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п., возводить не сложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания. В дидактических играх для детей раннего возраста содержатся все структурные
элементы, характерные для игровой деятельности детей : задача или замысел, содержание,
игровые действия, правила, результат, но проявляются они в несколько иной форме, что
обусловлено особой ролью дидактической игры в обучении и воспитании детей раннего
возраста.
В нашей группе в играх с предметами используются куклы и различные игрушки, изображающие животных, средства передвижения (машинки) и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. С куклой дети учатся выполнять различные действия, близкие им в повседневной жизни (кормят, одевают, укладывают спать и т. д.). Игрушки, изображающие животных, позволяют педагогу знакомить детей с внешним видом, особенностями передвижения, характерными признаками. О каждом животном, птицах педагог может рассказать то, что будет понятно и интересно детям.
В конце занятия необходимо давать детям игрушки для самостоятельно игры, следить за тем, как малыши действуют с ними, побуждая их при этом к употреблению слов, а также отвечать на их вопросы по поводу предмета и действия с ним.
Настольно-печатные игры -интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх происходит углубление и расширение знаний о предметах.
В раннем возрасте игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
В работе с детьми раннего возраста используют и произведения авторов, например «Игрушки» А. Барто. Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием их легко иллюстрировать игрушками.
Игровые действия в словесных играх /имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражание побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов.
Примерами таких игр могут служить: «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает», игра с пальчиками.