Наталья Савельева
Дидактическая игра «Божья коровка» по развитию математических представлений у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы
Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей дошкольного возраста является игра. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение.
Темочки:
- Божья коровка. Все о божьих коровках для детей
- Божья коровка. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика и логика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Насекомые. Игры, дидактические пособия
- Насекомые. Конспекты по математике, ФЭМП
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2025
Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, дидактические (развивающие) игры. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную, развивающую и игровые составляющие, игровые действия. Как известно, игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Игры по сенсорному развитию имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях и повседневной жизни. Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия.
Основная особенность дидактических игр - обучающая. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития
познавательной активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Анализ изученной литературы
Проанализировав Федеральную образовательную программу дошкольного образования, для выявления основных задач сенсорного развития, можно сделать выводы: во–первых, сенсорное развитие детей раннего возраста является фундаментом умственного, нравственного и физического развития, во–вторых, необходимо создавать благоприятные условия (развивающая предметно – пространственная среда в группе, дидактический материал и др.).
В ФГОС ДО указано, что конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка): в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.).
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) .
Дидактическая игра «Божья коровка»
Цель и задачи.
Цель: Развитие математических представлений у детей раннего возраста средствами дидактических игр.
Задачи:
1. Побуждать детей узнавать и называть основные цвета спектра: красный, желтый, зеленый, синий.
2. Формировать умения детей различать и называть предметы по форме: круг и квадрат, треугольник, прямоугольник.
3. Упражнять детей в различении количества предметов: один и много.
4. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений.
5. Формировать умение складывать изображение из двух частей.
6. Упражнять в различении предметов по величине: маленький, побольше, большой.
7. Воспитывать волевые черты характера в процессе овладения действиями с предметами (умение доводить начатую игру до завершения, стремиться к получению положительного результата).
Методы и приёмы организации работы с дидактической игрой «Божья коровка»
В своей работе я использовала разнообразные методы и приемы:
- игровые: игровые поля «Божья коровка» и «Цветок»;
- словесные: беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания;
- наглядные: рассматривание предметов с ярко выраженными цветом (лепестки цветка, геометрические фигуры, разноцветные божьи коровки, формой, величиной, показ образца, показ способа действия);
- практические: действия ребенка с предметами, сравнение, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей).
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки, красочный демонстрационный и раздаточный материал: большая и маленькие божьи коровки, геометрические формы, цветочки.
Для чувственного познания окружающего мира, я старалась сделать пособие из такого материала: клеенки, заламинированных изображений, который все дети могли бы обследовать и активно с ним действовать.
При проведении дидактических игр с детьми раннего возраста, я объясняла правила по ходу игры: Например, игра «Разложи божьих коровок такого же цвета что и лепесток у цветка». Я объясняла правило и раскладывала божьих коровок с одновременным показом. У каждого ребенка в руках по одной божьей коровке. Я предлагала положить ее на лепесток такого же цвета. (Дети выполняют).
Следующий вариант игры «Разложи разноцветных божьих коровок в свои домики по цвету», «Разложи геометрические формы в кармашки».
Цель: формировать умение различать и классифицировать изображения по цвету и форме.
Третий вариант игры «Сделай для божьей коровки конфетку».
Цель: упражнять детей в различении и сравнении предметов по форме, цвету и величине.
Четвертый вариант игры «Собери цветочки, листочки и ягодки»
Цель: упражнять в соединении целого изображения из двух частей.
Усвоив правило, дети охотно играют. Теперь, чтобы повысить заинтересованность, можно посчитать точки на божьей коровке. На левом крылышке одна точка, а на правом крылышке много точек.
В конце игры я спрашивала детей, понравилась ли она им, и обещала, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Подводя итоги игры с детьми раннего возраста, я отмечала только положительные стороны (играли дружно, научились собирать целое из частей и т. д.).
Я считаю, что выбор методов и приёмов в организации дидактической игры, зависит от программного содержания, которое должны усвоить дети, а также от их индивидуальных особенностей.
Формы организации работы.
Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры осуществляю через различные виды деятельности (в совместной деятельности, в режимных моментах, как часть ООД (занятия).
Также я использовала групповые, подгрупповые и индивидуальные формы организации.
В работе по сенсорному развитию детей в группе раннего возраста я использую игры в разные периоды режимных моментов: утреннее время, перед обедом, когда младший воспитатель накрывает столы к обеду, и в вечернее время.
Литература
1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М. : Просвещение 1995;
2. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Просвещение, 1985;
3. Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. «Раннее детство: познавательное развитие» М. «Мозаика – Синтез», 2003.
4. Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» М. : Мозаика - синтез, 2014;
5. Приказ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
6. СанПин от 01.01.2021.
7. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, М., 2023год.
8. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М,: Мозаика – синтез, 2009.