Екатерина Рыкова
Диагностика алалии и прогноз
"Диагностика и прогноз алалии"
Диагностика алалии трудна, что объясняется сложностью этого расстройства и сходством его с некоторыми речевыми и неречевыми расстройствами.
Мы не имеем возможности подробно описывать диагностику, поэтому сформулируем только основные требования, предъявляемые к ней.
При обследовании детей с алалией, как и лиц с другими формами патологии речевой деятельности, логопеду нужно руководствоваться всеми принципами, позволяющими выявить возможные причины и механизмы расстройства, его динамику, симптоматику и в итоге поставить правильный диагноз и определить прогноз. К этим принципам, как известно, относятся этиопатогенетический, системный, развития, личностный и иные.
Обследование должно проводиться в тесном контакте с другими специалистами (с невропатологом, психопатологом и др.) и с родителями. Одно из важных условий обследования — установление контакта с ребенком, учитывая негативизм и другие психопатологические особенности, свойственные многим детям с алалией. Обследование не должно исчерпываться одной или несколькими встречами с ребенком. За ним обязательно нужно вести наблюдения и в ходе педагогической работы: особенности динамики расстройства могут внести ясность в его оценку.
При обследовании применяются группы организационных, эмпирических, статистических и интерпретационных методов. Не имея возможности подробно говорить о каждой из этих групп, подчеркнем, что необходимо сравнивать результаты изучения данной патологии с нормой и с другими формами патологии. Следует использовать комплекс различных методик, и не только психолого-педагогических, но и психологических, психолингвистических и других. Результаты обследования обязательно должны интерпретироваться в свете определенной научной концепции (представлений об алалии, а не рассматриваться сами по себе.
При обследовании речевой деятельности особое внимание нужно уделить выяснению состояния всех подсистем языка, форм и функций речи. Окончательный диагноз ставится только после тщательного изучения и сопоставления всей совокупности результатов обследования. В диагнозе нужно зафиксировать форму расстройства, его возможные причины, наиболее характерные проявления и степень их выраженности.
Прогноз должен определяться после оценки комплекса факторов. Он лучше, если у ребенка имеются следующие показатели: 1) неязыковые расстройства выражены не грубо; 2) микросоциальная среда благоприятна; 3) есть потребность к речи; 4) развиты хотя бы элементарно синтагматические отношения в синтаксисе; 5) имеются предикативные слова; 6) медико-педагогическое воздействие на ребенка осуществляется на ранних этапах его жизни. Прогноз часто хуже, если эти показатели имеют отрицательные характеристики и выступают в комплексе.