Татьяна Сойко
Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю над темой: «Девочки и мальчики 3 – 4 лет в семье и детском саду». Эта тема относится к разделу по гендерному воспитанию.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
Публикация «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду» размещена в разделах
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями. Вот из-за такой актуальности я и взяла эту тему, чтобы эта проблема начала решаться на самых ранних стадиях развития подрастающего поколения.
Человек является существом либо женского, либо мужского пола.
Гендер - (от лат. genus - «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.
Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).
В играх мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам : отцу, дедушке, девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение. Значит, к 3-4 годам дети отчетливо различают и признают свои гендерные особенности: я – мальчик, я – девочка.
Наша задача в детском саду помочь детям разобраться как нужно вести себя тому или иному полу. В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, я считаю, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Поэтому огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей я уделяю подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков и девочек.
Я им рассказываю с какими игрушками играют девочки и с какими мальчики. Какие роли в играх лучше выбрать, чтобы соответствовало половой принадлежности. Под моим руководством девочки этого возраста осуществляют уход за куклой-«дочкой» в воображаемом плане, «приготовить обед», постирать белье кукол. Мальчики на машинах подвозят продукты. Для девочек была приобретена кукла с одеждой для девочки, для мальчиков – мальчик (из картона с одёжкой). Также в группе оборудован уголок ряженья, создан кукольный театр, позволяющий детям проигрывать различные социальные роли (кукла-мать, кукла-бабушка, кукла-дедушка, кукла-младенец, кукла-мастер, кукла-военный и т. п.).
Не менее важной задачей, которую я решаю при воспитании детей 3-4 лет, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность, и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков, чтобы маленький ребенок имел возможность многократно подтверждать то, что она – девочка, а он – мальчик. Я постоянно говорю родителям о том, что в процессе общения с детьми они должны постоянно обращать их внимание на то, что в нашей группе есть девочки и мальчики. Совместно с родителями мы решили по-разному оформить метки на шкафчиках для одежды, которые дети называют «домиками» для одежды. Для девочек были подобраны картинки с изображением кукол, а для мальчиков – машин.
Девочкам читаю потешки, песенки: «Кисонька-мурысонька», «Курочка-рябушечка», «На улице три курицы». Сказки: «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Коза-дереза», «Снегурочка и лиса», «Лиса-нянька». В. Берестов «Курица с цыплятами», П. Барто «Девочка чумазая», «Муха-цокотуха».
Мальчикам : «Два жадных медвежонка», «Бычок-чёрный бочок, белые копытца», «Храбрец-молодец» .
Проводила родительское собрание на тему: «Дочки и сыночки», «Два взгляда на воспитание ребёнка» - психологическая игра для родителей – мам и пап. Консультации: «Воспитываем мальчиков и девочек», «У вас растёт сын». Было предложено ряд рекомендаций для педагогов и родителей, которые могут быть использованы для развития психосексуальной сферы детей. Изучила и проанализировала книгу Т. Н. Дороновой «Девочки и мальчики 3 - 4 лет в семье и детском саду», проводила беседы с детьми на уточнение знаний детей о своей
половой принадлежности. Мальчики составляли рассказы о девочках, а девочки о мальчиках. Родителям были розданы и заполнены анкеты о проблемах полоролевого воспитания ребёнка в семье. Также с педагогами проводила консультации и семинары:
- «Роль детского сада в гендерном воспитании детей дошкольного возраста» (актуальность гендерного воспитания).
- Учет предпочтений и интересов девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста при создании предметно-игровой среды в детском саду и семье.
- Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста.
- Фольклор с акцентом на гендер.
- Организация сюжетно-ролевых игр.
- Заседание педагогического совета на тему «Внедрение новых форм и методов работы по воспитанию черт будущего семьянина у детей дошкольного возраста (с акцентом на гендер)».
В методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения организовала выставку литературы и оформила стенд с материалами по вопросам содержания, форм и методов работы с детьми с учетом их гендерных особенностей.
В течение учебного года провела занятия с учё том гендерного воспитания: 1. Панно: ладошки девочек и мальчиков нашей группы.
2. Рассматриваем с девочками и мальчиками дары осени.
3. Девочки и мальчики рассматривают осеннюю одежду.
4. Мальчики и девочки знакомятся с последовательностью одевания и раздевания.
5. Девочки и мальчики знакомятся с семьёй зайчат и помогают маме-зайчихе готовиться к зиме.
6. Дети продолжают знакомиться с зайчатами, среди которых есть девочки и мальчики.
7. Девочки и мальчики наклеивают большие и маленькие листья.
8. Дорожка для зайчат-девочек и дорожка для зайчат-мальчиков. (Лепка)
9. Рисование карандашами «Трава для зайчат девочек и мальчиков»
10. Мальчики строят широкие и узкие дороги.
11. Среди снеговиков есть девочки и мальчики. (Аппликация)
12. Рассказывание сказки «Три медведя» (Кто из медведей мальчик, девочка)
13. Рисование фломастерами: Смешарики, которые нравятся девочкам, Смешарики, которые нравятся мальчикам.