Светлана Генриховна Фролова
Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок с первых дней своей жизни является исследователем. Он познаёт предметы, звуки, запахи, явления природы. Доказано, что чем больше ребёнок познаёт, пробует, экспериментирует, с начала с помощью взрослого, затем самостоятельно, тем богаче у него жизненный опыт, тем активнее проявляет он себя в общении со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности старших дошкольников» размещена в разделах
Детская экспериментальная деятельность - это один из способов формирования у детей познавательного интереса и речевой активности, она способствует развитию наблюдательности, активизации мыслительной деятельности. Воспитание и обучение нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении ребёнком личного опыта, в освоении им новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, через создание взрослым специальных условий и управления ходом деятельности со стороны педагога. Обязательным элементом активного образа жизни дошкольника является его участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов.
В ходе совместно организованной поисково – познавательной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает умозаключение, овладевая представлением о том или ином предмете или явлении.
Основная задача взрослого-наставника и партнёра по деятельности чтобы желание исследовать и познавать возникло по инициативе самого ребенка,
поддержать и развить в ребёнке интерес к познанию, исследованиям, создав необходимые для этого условия, тогда экспериментирование станет ведущим видом деятельности.
Необходимо организовать данный вид совместной деятельности таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов в повседневной жизни. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Любой эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему воссоздать модель явления и обобщить полученные практическим путем результатов, сравнить их с результатами партнёра по деятельности, сделать выводы для самого себя.
Включение ребёнка в познавательную деятельность невозможно, без развития его речи, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Дошкольник, посещающий детский сад, общаясь с воспитателем, учится у него многому, воспринимая речь педагога как образец, в последствии делясь имеющимися знаниями с товарищами, найдя в них единомышленников по интересам.
Чем эффективнее и профессиональнее будет организовано поисковое экспериментирование и сопровождающая его познавательно-речевая деятельность ребёнка, тем выше гарантии успешности его развития и социализации.
Ребёнок - дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и представлений без соответствующего руководства будет не полным. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательном пополнении запаса знаний воспитанников, их упорядочиванию и систематизации. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствии с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, из которых они сделаны, для чего они используются?
Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии у ребёнка этого качества свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача взрослого - поддерживать любознательность ребёнка, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и на умение делать выводы.
Так как для ребёнка - дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий, степень развития слуховой и тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов,
обогащает возможности познания ребёнком окружающего мира.
Важной составляющей в поисково-познавательной деятельности является развивающая предметно – пространственная среда. Это зона экспериментально – познавательного развития ребёнка. Главный принцип её оформления – доступность.
Задачи уголка для экспериментирования :
-развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация);
- формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть:
1. различные коллекции; редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья, спилы и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и т. п.) заинтересовавшие ребёнка.
2. Простейшие устройства и приборы (песочные часы, увеличительные и цветные стёкла, пипетки с закругленными концами, пластмассовые бутылочки с пробками, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл, зеркала, свечи, сито, воронки, колокольчики.
3. Контейнеры для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт и др.)
4. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики. С осторожностью! Не в свободном доступе!
5. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
6. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски, зелёнка марганцовка)
7. Схемы- модели с алгоритмами выполнения опытов;
8. Книги познавательного характера, атласы;
9. Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
10. Блокнот для планирования дальнейшей деятельности под названием «Чем мы будем заниматься завтра?».
- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки)
«Что можно, что нельзя»
Материалы можно распределить по разделам:
«Какая она вода?»
«Интересное рядом» (песок, глина,
«Где прячется воздух?»
«Каменные малыши» (виды камней)
«Волшебники магниты», «Бумага»,
«Откуда звук?»,
«Резина»,
«Свет и стекло».
«Часы бывают разные»,
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Доказано, что родители воспитывают своих детей собственным примером, и что каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его как личность, и что Вам необходимо поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.