Евгения Кугаевская
Детям дошкольного возраста о жизни и судьбе благоверного князя Александра Невского
▼ Скачать + Заказать документы
История – это библия народов.
Николай Карамзин.
Во все времена Русская земля была щедра и богата: на ее необъятных просторах зрели тучные нивы, в лесах водилось зверье, не счесть было сокровищ в ее недрах. А уж о людях говорить нечего – об искусных мастерах и мастерицах, о храбрых и сильных воинах. Потому-то многим и хотелось прийти на Русь, чтобы владеть всеми этими сокровищами. Множество захватчиков не давало покоя русским городам и весям: то хазары, то половцы, то немецкие рыцари, то татарские орды… Отбивались от них русичи, но приходилось и дань платить, и в чужеземной неволе томиться. И кто знает, удалось бы выдержать натеск всех тех, кто хотел покорить нашу Родину, если бы не князья, благородные заступники земли Русской. Под их знаменами поднимался народ за свою землю биться, не жалея сил, рубил супостатов. Много славных имен хранит история. [1] Но в своем докладе, я хочу рассказать о трудном подвиге служения отчизне Александра Невского.
Публикация «Детям дошкольного возраста о жизни и судьбе благоверного князя Александра Невского» размещена в разделах
- Александр Невский
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Целью доклада является: формирование патриотического отношения к Родине, интереса к ее историческому прошлому и настоящему. Знакомство с детством и подвигом во имя Руси князя Александра Невского.
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования. Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие разнообразных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У дошкольника формируются представления о доступных его пониманию конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать духовно-нравственное воспитание.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Педагог, работая с детьми, активно использует разнообразные формы и методы проведения занятий, которые зависят от профиля дошкольного
образовательного учреждения, рассмотрим наиболее часто используемые:
- словесно-образный:
o чтение литературных произведений воспитателем;
o беседы с элементами диалога;
o рассказы по схемам, иллюстрациям;
o проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров и др.
- наглядно-действенный:
o наблюдения;
o экскурсии;
o показ сказок;
o рассматривание иллюстраций, репродукций картин;
o дидактические игры;
o целевые прогулки и т. д.
- практический:
o игры строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные,
инсценировки и др. ;
o оформление коллекций на различную тематику;
o конкурсы, викторины;
o вечера с родителями, для родителей и детей;
o изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.
При организации деятельности педагог использует и другие методы:
- объяснительно - иллюстративный;
- частично-поисковый;
- исследовательский. [4]
Работая над темой «Жизнь и судьба благоверного Александра Невского», я задумалась над тем, как сделать так, чтоб моим воспитанникам было интересно и не скучно усваивать данную тему, и какой же метод и форму работы мне выбрать? Долго думая, я пришла к выводу, что для дошкольников самым эффективным методом по данной теме, станет метод педагогического проекта. Данный метод дает возможность в течение месяца работать по выбранной теме во всех режимных моментах и вовлекать в этот процесс родителей воспитанников, применяя при этом интеграцию образовательных областей (речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Мною был подобран цикл занятий «Александр Невский – душа России». (Таблица 1)[2]
Таблица 1
Цикл занятий «Александр Невский – душа России»
№ п/п Тема занятия Программное содержание Методы и приемы
1. «Александр Невский – великий полководец»
1 неделя Познакомить детей с великим полководцем
- Александром Невским; рассказать о его роли в истории нашей Родины; о том, что народ с благодарностью чтит память защитников Отечества. Воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей. Беседа; рассматривание иллюстраций; слушание песни «Богатырская наша сила» и выполнение движений на внимание; чтение отрывков из книг, поговорок о Родине; дидактическая игра.
2. «Великий русский князь Александр Невский»
2 неделя Закреплять знания детей о творчестве С. Прокофьева; познакомить с новым музыкальным жанром - кантантой; продолжать формировать чувство гордости и уважения к верным сынам Отечества – великому русскому полководцу Александру Невскому и композитору С. Прокофьеву, увековечившему в музыке память о подвиге русского воинства. Искусствоведческий рассказ, вопросы к детям, слуховая и зрительная наглядность.
3. «За правое дело сражайся смело»
3 неделя Познакомить детей с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась. Закреплять названия предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье, палица и т. д.). Беседа; рассказывание поговорок и пословиц о Родине; дидактическая игра «Поймай – назови»; рассматривание иллюстраций; отгадывание загадок».
4. Занятие по лепке «Войско Александра Невского»
4 неделя Учить детей соблюдать в лепке частей фигуры человека; продумывать и передавать, как части тела изменяют свое положение при движении; составлять общую композицию. Отрабатывать и закреплять разнообразные приемы лепки. Развивать творчество, воспитывать уважительное отношение к прошлому народа. Беседа; рассматривание иллюстраций, изображающих человека и коня в движении; рассказ о последовательности действий при лепке; индивидуальная работа с детьми, чтение стихотворений.
Таким образом, в течении месяца с детьми старшего дошкольного возраста были проведены вышеуказанные занятия.
Большой интерес у детей вызвал рассказ воспитателей на занятиях «Почему князя Александра называют Невским?», «Ледовое побоище». После занятий дети с удовольствием строили из конструктора средневековую крепость, организовывали сюжетно-ролевую игру «Взятие крепости», также дети с интересом собирали паззлы «Невская битва», «Ледовое побоище». Воспитанники познакомились с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась. Закрепили названия предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье, палица и так далее, научились отличать старинное снаряжение воинов от современного.
В ходе проекта дети узнали, что многие художники и композиторы использовали образ Александра Невского в своём творчестве. Мы с детьми рассматривали репродукции картин: — Угрюмов Г. И., «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами», 1793 г. ; — Н. Рерих, «Александр Невский поражает ярла Биргера», 1904 г. ; — Ф. Москвитин, «Святой благоверный великий князь Александр Невский и хан Сартак в Орде»; — Ю. Пантюхин, «Александр Невский»; — Г. Семирадский, «Погребение Александра Невского», 1876 г. ; — М. Нестеров, «Святой Александр Невский», 1894 г. ;
Слушали кантату С. С. Прокофьева «Александр Невский. Ледовое побоище». Ещё дети узнали, что именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади, монастыри, памятники, ордена за особые заслуги перед Отечеством. [5]
Также, в течение всего месяца детям была прочитана поэма Веры Сафоновой «Два подвига, два князя, две победы».[3] Почему именно поэма? По моему мнению, в стихотворной форме об историческом прошлом страны детям усваивать информацию проще и понятней.
А на Руси, мы знаем с детства,
Князья все прозвище имели,
Названьем городов могучих,
Где они правили, гремели.
Знать, в стольном граде он когда-то
Престолу клятву здесь давал.
«Черниговский», где он достойно
Своею властью управлял.
А иногда от ярких качеств
Мстислава звали «Удалой».
А Ярослава «Мудрым» звали.
Бывало даже, за тобой
Привязывалось неназойливо
По состоянию семьи,
«Гнездо Большое» Всеволода
Прозвали. Только посмотри:
Имел ни много и ни мало
Двенадцать он тогда детей.
И с прозвищем таким оттуда
Дошел он и до наших дней.
Один из первых Александр,
За подвиг имя получил,
И на Неве его победу
Народ достойно оценил.
И дали имя, что потомки
Через века и донесли.
И Александр Невский, знаем,
Глядит на нас! Гордимся мы!
Подводя итоги, я понимаю, что не нужно бояться рассказывать дошкольникам об историческом прошлом страны, о многочисленных войнах того времени. Детям свойственно правильное понимание добра и зла, чувства справедливости и сострадания, и они испытывают гордость за подвиг своих предков, за величие своей Родины.
Литература:
1. Емец Д. А. «Заступники земли русской» [1], электронная книга, 2004 г.
2. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы» патриотическое воспитание дошкольников [2], Издательство «Мозайка Синтез», Москва 2010 г., стр. 43-58.
3. Сафонова В. «Два подвига, два князя, две победы» [3], электронная книга, 2019 г.
4. Формирование системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в образовательных учреждения всех видов и типов [4], Тамбов 2013
https://cfo.gov.ru/media/files/41d47d94f36d4cf5e607.pdf
5. Сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи [5], Нижний Новгород, 2020 г.
https://nne.ru/wp-content/uploads/2020/05/Sbornik-obrazovatelnyh-programm-po-duhovno-nravstvennomu-razvitiyu-detej-i-molodezhi.-Tom-I.pdf