Ирина Богданова
Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд: Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
2 слайд: Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Публикация «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей» размещена в разделах
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но…не опаздывайте и, помогая…думайте сами. Б. П. Никитин
3 слайд: Главной моей задачей является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Стараюсь пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту - это приносит людям радость.
4 слайд: «Приобщение к истокам народной культуры» - это попытка движения от воспитания простых чувств, к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину. Стараюсь, чтобы каждый день ребенка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, играми.
5,6, 7слайд: Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваю в разных направлениях:
В предварительном создании эскизов на бумаге;
В продумывании элементов узора;
В расположении их на объемах;
В создании предметов декоративного характера;
В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
8 слайд: Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством в беседах «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам». «Городецкие мастера», «Красивая посуда Гжель», при чтении художественной литературы, тем самым развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. Дети знакомятся с новым словами такие как растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.
9 слайд: Дидактические игры с детьми, на тему декоративно-прикладного искусства, такие как «Обведи элемент», «Обведи и раскрась» «Слепи свою тарелочку», «Собери целое», «Расставь предметы по росписи», «Раскрась игрушку» обогащают творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, логику, умение всматриваться и наблюдать, а также применять свои знания и интерес.
10слайд: При чтении стихотворений, такие как М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»;
В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись»,
Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома», и рассматривании иллюстраций, в которых описывают предметы декоративно-прикладного искусства, мы знакомимся с историей их возникновения, развивая интерес к народному творчеству. Учимся наблюдать за живой природой, чтобы передать ее в изделии. Детям полюбился отрывок из книги Р. Бедника «Хохлома», в которой дана история хохломской росписи.
11;12;13; 14 слайды: В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений, конструктивных способностей ребенка, которые мы применяем в плетении ковриков, составлении узора, бисероплетении, создание декоративных кукол-самоделок и цветов из бумаги (квилинг, в вырезании той или иной формы.
15 слайд: Для развития детского творчества в декоративной лепке мы учимся работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Дети проделывают кропотливую работу при помощи стеков, пальцев, мокрой салфетки. Что влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т. е. развивается рука, а это очень важно для развития мелкой моторики.
16;17;18;19;20; 21 слайды: В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закреплялись знания эталонов формы и цвета, формировались четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Мы знакомимся с детьми с самобытностью творчества произведений декоративно-прикладного искусства, такие как:
• «Золотая Хохлома» Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Матрешки», «Сказочные птицы»
• «Городецкая роспись» Расписываем декоративные изделия (кувшина, досточек, ложек).
• «Дымковская игрушка» «Дымковская барыня»,
• «Гжельская керамика», рисуем узоры гжель.
• «Филимоновская роспись» : «Веселый хоровод».
В этом дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью этих народов.
22 слайд: Дети учатся умению составлять узоры на разные мотивы, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают посуду, одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки, народные игрушки
23 слайд: При создании коллективных работ «Раскрасим платок», «Весенние узоры», дети объединялись для общего дела, договаривались о выполнении общей работы, учитывали интересы друг друга, умели действовать согласованно, учились уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
24слайд: В своем творчестве, в своих изделиях дети передали те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия.
Передавая разные виды росписей в своем изделие, «Роспись тарелок» дети отмечали, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной.
В процессе изготовления предметов декоративно-прикладного искусства у детей воспитывались и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно делать, преодолевая трудности.
25; 26; 27 слайд: Для того чтобы дети умели видеть в реальных предметах декоративно - прикладного искусства новизну и элементы сказочности, имели стремление преобразовывать мир, развивая нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, в группе организована «Мастерская», где дети и родители создают атрибуты (декоративные деревья, папье-маше, изделия с разными видами росписи, кукол, для театральной деятельности детей (постановок сказок, кукольных театров).
28 слайд: Тем самым у детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции. Поэтому в группе был создан мини музей «Декоративно-прикладного искусства», созданный самими детьми и их родителями. Все экспозиции музея - интерактивны. Дети не только рассматривают экспонаты, но и применяют их в своей деятельности.
29;30;31;32; 33 слайд: Общественная направленность проявлялась в том, что они создавали что-то своими руками для других (поделки, игрушки для создания музея, в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывали особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствовало формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах. Совместная деятельность педагога, ребенка и родителей, такая как оформление папок-передвижек, по знакомству с декоративно-прикладным искусством; выставки совместных работ; изготовление расписных кормушек, по народной росписи; чучел к народному празднику «Масленица»; открытые родительские собрания с постановками сказок, где применялись предметы декоративно-прикладного искусства - все это привело к наилучшему результату по формированию творческих способностей у детей.