Лейсан Хусаинова
«Дары осени». Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: упражнять детей в целенаправленном рассматривании сюжетной картины; учить составлять подробные и интересные рассказы – описания по картине; закрепить знания о деревьях; учить определять дерево или кустарник по описанию, узнавать лист на ощупь; показать значение листопада для жизни растений зимой; систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе; воспитывать нравственно-эстетические качества в детях.
Материалы и оборудование: картина «Осенний день» из серии «Времена года» (автор О. И. Соловьева); овощи на подносе.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Публикация «„Дары осени“, Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Ребята, кто-то все летает за нашим окном. Отгадайте, кто же это?
Все в порядке у пилота.
Он уже готов к полету.
Торт с вареньем проглотил
И моторчик запустил. (Карлсон)
- Веселый Карлсон приглашает нас полетать вместе с ним и ответить на его вопросы.
II. Беседа на тему «Листопад, листопад – листья желтые летят»
- Первый вопрос от Карлсона: «Что такое «листопад»? (ответы детей)
- Ребята, посмотрите, я вам сегодня покажу новую картину. Как бы вы назвали эту картину?
- Какое время года и время суток изобразил художник?
- Как об этом сказать одним предложением?
- Верно, художник изобразил осенний день и точно так же назвал эту картину – «Осенний день». Но как вы догадались, что на картине день? (На улице светло. Дети возвращаются из школы. Гуляет бабушка с внуком.)
- А почему вы решили,что день осенний? (Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают. Дети начали учиться. На прилавках овощной палатки – дары осени.)
- Какой осенний день на этой картине? (Теплый, солнечный.)
- В теплый, солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине? (Синее небо и яркие желтые кроны деревьев. Желтые и синие тона радуют глаз, веселят.)
- В погожий осенний день трудно усидеть дома – тянет на улицу! Не спеша идут … школьники. Первоклассника встретила мама. У нее на поводке собачка. С собачки не спускает глаз мальчик-дошкольник. Он стоит около прилавка с овощами, ждет бабушку.
- Мы с вами рассмотрели картину, а сейчас будем учиться рассказывать по ней. Подумайте, кто как начал бы свой рассказ-описание картины. (Заслушиваются рассказы двух детей, умеющих логично и интересно составлять описание.) – На дворе теплый осенний день. Синее небо и легкое кружево золотистой листвы радуют глаз, манят на улицу.
Не спеша возвращаются из школы дети. Одного из мальчиков встретила мама. У нее на поводке собака. На собаку загляделся малыш. Он стоит около прилавка с овощами и ждет бабушку. Бабушка покупает овощи и разговаривает с продавцом. Обе женщины улыбаются, радуясь погожему дню.
Дидактическая игра «От какого дерева ветка?»
- Отгадайте названия деревьев по рисунку листьев. Рассмотрите ветви хвойных и лиственных деревьев. Ветки каких деревьев вы видите на рисунке? (береза,дуб, клен, липа, ель, сосна) Что общего у веток вверху? Внизу? (Вверху ветки лиственных деревьев, внизу – хвойных.) Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (У лиственных деревьев – листья широкие, плоские, а у хвойных – острые иголки. Лиственные деревья сбрасывают свои листья на зиму, а хвойные –нет.) Сравните ветки ели и сосны. (У сосны хвоинки длиннее, с одной стороны они плоские, а с другой – выпуклые, цвет светло-зеленый, расположены попарно. Шишка у сосны короткая, треугольной формы, на чешуйках есть бугорки. У ели хвоинки короткие,четырехгранные,темно-зеленые, расположены поодиночке. Шишка длинная,блестящая, чешуйки тонкие, с зазубренными краями.)Почему ель и сосна не сбрасывают хвою на зиму? (Хвоинки узкие, маленькие, им надо мало воды, поэтому деревья не сбрасывают хвою на зиму)
- Сделайте вывод о жизни растений и животных осенью. Вам нравится осень? Какими знаками?
Музыкальная физкультминутка «Собери осенние листья»
Дует, дует ветер, Дети дуют, покачивают туловищем.
Желтые листочки Движения руками.
С дерева срывает.
И летят листочки
С ветки на дорожки,
И бегут по листьям Легкий бег на месте.
Маленькие ножки.
Мы с тобой гулять пойдем Шаги на месте.
И листочки соберем. Наклоняемся, «собираем» листочки.
Дидактическая игра «Овощи»
-Карлсон приготовил нам с вами загадки. Давайте их отгадаем. Кто нашел отгадку, пусть не выкрикивает с места, а поднимает руку. Вижу девицу, которая раньше жила в темнице. Она оранжевого цвета. Ее можно чистить, тереть на терке. Она вкусна и полезна. (Воспитатель с подносом,на котором лежат кусочки сырых и соленых овощей,подходит к ребенку,поднявшему руку, просит его зажмуриться, показывает на вилке овощ остальным и дает малышу. Тот пробует и говорит : «Нет, не об этом овоще говорилось в загадке.» - «А что ты ел?»- спрашивает педагог. «Соленый огурец». Дети подтверждают или опровергают ответ. Воспитатель дает попробовать овощи (разные) еще трем-четырем детям. Последний ребенок получает морковь. (Да, об этом овоще была загадка. Я пробовал морковь.)
-Следующая загадка. Живет дед. Во со одежек одет. Сверху легкий шуршащий чехол. Кто отгадку нашел? (Лук)
-Желтая, а не солнце, круглая, а не луна. Ее и варят, и парят, и сырую едят, и сказки о ней говорят. (Репа.)
-Не красавица и собой темна. Ее жарят, варят, запекают и кормилицей называют. (Картофель.)
-Молодцы, ребята,все загадки отгадали. А в конце занятия послушайте стихотворение Ю. Тувима "Овощи"
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
III. Итог занятия.
- Какие бы картины вы нарисовали к этому стихотворению, если бы вам предложили сделать к нему иллюстрацию?