Получи документы

«Цветной мир речи». Методика обучения рассказыванию «Цветные квадраты»

Татьяна Роговенко
«Цветной мир речи». Методика обучения рассказыванию «Цветные квадраты»
▼ Скачать + Заказать документы

Методика

«Цветные квадраты».

Составлять рассказы описания природы или предметов – это увлекательно. Не верите! Попробуйте, для этого вам понадобятся цветные квадраты и картинки :

• предметные

• сюжетные

• штампы рассказов.

Взрослые и дети. Что нас разделяет? Может быть то, что взрослея, мы теряем возможность видеть мир многоцветным, как в детстве. А дети, видя яркие краски, окружающих предметов и явлений не могут и не умеют выразить свои впечатления словами. Как помочь нашим детям научиться объяснять, рассказывать, передавать словами яркость своих чувств?

Публикация «„Цветной мир речи“, Методика обучения рассказыванию „Цветные квадраты“» размещена в разделах

Особенно остро стоит эта проблема с общим недоразвитием речи. Дети с «говорящими» глазами, сколько они могли бы сказать, если бы умели выражать свои мысли словами, поэтому хочется помочь, дать им возможность это сделать. И тогда вместо отдельных слов, несвязанных между собой предложений родится яркая сказка или обстоятельный рассказ. Развитие речи детей – именно так звучит задача перед логопедом детского сада. Способы решения этой задачи каждый логопед выбирает сам. Вот один такой способ, помогающий сделать увлекательным процесс обучения рассказыванию. Не верите? Попробуйте, для этого Вам понадобятся квадратики разных цветов, картинки предметные и сюжетные, штампы рассказов. Всё это объединяется в методику названную мной «Цветные квадраты».

Опора методики – это использование метода ярких ассоциаций. Цвет – одно из свойств предмета, дети устанавливают ассоциативную связь с предметом по цвету. Главное условие в работе не подсказывать свою цветовую ассоциацию ребёнку, ребёнок должен выбрать цветовую опору сам. Обучение идёт под девизом : «Учиться играя, а учить играючи». Цель сохранить в коррекционной работе основные черты игры:

Удовольствие самого процесса деятельности, а не только результата.

Творческий импровизационный характер.

Эмоциональная приподнятость.

Эта методика используется мною в логопедической работе 5 лет и особенно любима детьми старшей логопедической группы детского сада.

Алгоритм работы по методике

Методика «Цветные квадраты».

Цели: Развитие цветовых ощущений, восприятия полного спектра

красок окружающего мира.

Развитие ассоциативных ощущений.

Развитие речи, активизация словаря.

Развитие внимания и памяти.

Задача: Составить цвето-ассоциативный план.

Каждый ребёнок, опираясь на свои цветовые ощущения выбирает цвет. квадрат, отождествляющий теперь для ребёнка передаваемое событие или предмет. Выставляя в нужной последовательности цвет. квадраты, ребёнок складывает цветную цепочку – теперь именно она будет опорой для ребёнка в ответе, рассказе, пересказе или запоминании слов или картинок.

1 ступенька

1 этап:

Речецветоразминка. Выполняется в быстром темпе.

Условия: соотнесение цвет. квадрата и предметной картинки.

Задача: На доске выставляются цветные квадраты и предметные картинки. Педагог называет предмет – ребёнок выбирает и называет подходящий цветовой квадрат.

пример:

яблоко красный квадрат

груша желтый квадрат

2 этап:

Выбор цветового символа предмета.

пример желтое

солнце красное

оранжевое

На этом этапе работы дети должны объяснить свой выбор:

Педагог:

Почему ты поставил зелёный квадрат к кофте, а красный квадрат к платью, желтый – к солнцу?

Дети:

У моей мамы зелёная кофта.

А у меня красное платье. Красивое!

А солнце желтое. Ну потому, что оно жёлтое, летнее.

А у меня солнце красное, потому, что горячее, как огонь, а огонь красный.

По таким ответам детей видно, что каждый ребёнок делает выбор своего цвета для обозначения предмета, опираясь на значимые именно для него нюансы, используя свой накопленный опыт. Одновременно идёт работа над согласованием прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

Цель 1-2 этапов в работе:

1. научить быстро находить цвет для предметов

2. запоминать какой предмет обозначает цвет. квадрат.

2 ступенька

Составление цветовой цепочки, для запоминания 3-10 названий предметов.

Цель:

1. Научить выражать цветом предметы, создавая ассоциацию.

2. развитие логического мышления.

3. развитие памяти

Работа:

Подготовительный этап:

1 вариант работы

На доске выставляются от 5-10 картинок, дети выбирают цвет. квадраты, обозначая ими предмет картинки. Картинки убираются и дети опираясь на цвет. цепочку называют предметы в установленной последовательности.

пример: Для 1 и 2 варианта работы

ручка, карандаш, стол, яблоко, цветок, малина.

синий чёрный корич. зелёный красный красная

2 вариант: ребёнку называются слова от 3-10, каждое слово ребёнок должен обозначить выбранным цвет. квадратом. Через 1 минуту ребёнок должен повторить слова, опираясь на цветовой символ.

3 ступенька

Рассказ

Составление цветного плана описания цветной картинки «Клоун».

Цель: 1. Развивать внимание и память.

2. Учить концентрировать внимание.

3. Активизировать словарь.

j Одет: в синие штаны синий

с белой клеточкой белый

и жёлтыми пуговицами жёлтый

В зелёную рубашку с желтыми пуговицами зелёный

жёлтый

На клоуне: красный бант на шее красный

фиолетовая шляпа фиолетовый

с желтым цветом жёлтый

красные ботинки красный

l У клоуна: зелёные глаза зелёный

оранжевые волосы оранжевый

красный нос красный

белые зубы белый

m Он держит: воздушный шар оранжево-жёлтый оранжевый

жёлтый

и розовыми кружочками розовый

1 вариант:

1. С помощью педагога составив коллективный рассказ – описание клоуна.

2. Дети самостоятельно, с опорой на цвет. план повторяют описание клоуна.

2 вариант:

1. Дети самостоятельно составляют цвет. план – описание клоуна, затем рассказывают, что у них получилось.

«Клоун» чёрно-белая картинка.

Дети придумывают цвета для чёрно-белого изображения клоуна (его глаз, волос, и т. п.) составляя своё описание клоуна.

Порядок ответа:

1. Одет.

2. на клоуне.

3. у клоуна.

4. он держит.

Выставляя цвет. квадраты, дети с опорой на созданный цвет. план рассказывают о клоуне.

У каждого ребёнка клоун индивидуален, не похож на клоуна другого ребёнка, так как дети, выбирая цвета для описания клоуна, берут более понравившиеся цвета те, что соответствуют эмоциональному настрою ребёнка. Клоун становится отражением внутреннего мира ребёнка, его откровением.

Клоун красочный и яркий – если ребёнок весел и у него хорошее настроение.

Он в мрачных тонах – если присутствует душевный дискомфорт.

4 ступенька.

Составление рассказа-описания по картине с множественными цветными элементами с опорой на цветной план.

Картина «Дом».

Цель:

1. Развитие внимания.

2. Планирование высказывания.

3. Научиться концентрировать внимание к деталям.

4. Активизация словаря.

Дети рассматривают картину, выбирая цвет. квадраты для обозначения ими предметов на картине.

Создают цвет. цепочку-план рассказа.

По плану рассказывают, что изображено на картине.

2 вариант работы (усложнённый) :

после рассматривания картины картинку убирают или закрывают. Дети, опираясь на цвет. план рассказывают, что было на картине.

В этом варианте работы развивается ещё и память.

5 ступенька.

1 этап:

обозначение природного явления цветовым символом.

Цель:

1. Развивать ассоциативное мышление.

2. развивать воображение.

3. активизация словаря.

Пример:

дождь снег ночь вечер день лето

серый белый черный синий белый жёлтый.

2 этап:

1. Составление коллективного рассказа-описания картины

2. (пейзажа, времён года и т. п.). И составление цвет. опоры рассказа.

3. Пересказ с опорой на цвет. квадраты.

Цель:

1. Развитие логического мышления.

2. Развитие памяти и внимания.

3. Развитие связной речи.

Дети рассматривают картину, выбирают цвет. квадраты, по цвету подходящие для обозначения предметов на картине.

Составляется коллективный рассказ, по наводящим вопросам педагога.

Картина «Зима».

Цветовой план :

бел. корич. зел. бел. бел. бел. белый белый серый оранж. серый чёрный

Коллективный Зимой лес белый, только у деревьев просвечивают рассказ детей коричневые стволы. На зелёных ёлках лежит белый снег.

Небо похоже на молоко, светлое и просвечивает белое солнце, оно слабо греет землю, поэтому холодно.

За белым сугробом спрятался заяц, он зимой белый, чтобы его не было видно, и волк с лисой не поймали. На ветке берё зы сидит ворона и каркает:

«Кар – Кар – холодно в лесу».

Картина убирается, и каждый ребёнок повторяет рассказ, опираясь на цветовой план.

6 ступенька.

Слушание рассказа, составление цветовой цепочки. Пересказ с опорой на цвет. план.

Цель:

1. Активизация словаря, внимание.

2. Развитие связной речи.

3. Планирование высказывания.

4. Развитие воображения.

При подаче слуховой информации без зрительной опоры, у детей должно быть время для самовыражения.

Рассказ

«Ночь»

Вечер опустился на город. Зажглись фонари на улицах. На небе одна за одной вспыхнули звёзды и загорелись таинственным светом.

Месяц выглянул из-за тучи и взглянул вниз на землю. На одном из окон цветок поднял свою головку и потянулся, расправив листики. Ему казалось, что он бабочка, и если бы не горшок с землёй, он обязательно бы полетел.

– Ночью положено спать – шепнула штора, висящая рядом с цветком.

– Спать, спать, спать, спать – повторили часики.

Все спали, и никто не услышал этого разговора, а если бы заметили, то всё равно не поверили, подумали, что всё это просто приснилось.

Примерный цвет. план.

Син. Жёлт. Белый Жёлт. Чёрн. Чёрн.

Малин. Зелён. Малин. Корич. Чёрн.

Зелён. Малин. Корич.

Дети пересказывают рассказ, опираясь на цветовой план. Подобные рассказы составляют по картинкам пейзажной тематики или по сюжетам времён года.

7 ступенька.

Самостоятельное словесное творчество детей.

Цель:

1. Развитие креативного мышления.

2. Развитие связной речи.

Дети берут от 3-10 цвет. квадратов. Составляют их цепочкой. Придумывают историю, отталкиваясь от цвет. плана.

Приветствуется вариативность рассказов на одну цветовую позицию.

В зависимости от порядка расположения цвет квадратов – меняется сюжет рассказа.

Рассказ детей.

Пример:

1.

Красный Жёлтый Черный Синий Зелёный

Красная Шапочка взяла пирожки с жёлтой хрустящей корочкой и пошла в чёрный лес. Она увидела синий колокольчик в зелёной траве и сорвала его для бабушки.

Оля 6 лет.

2.

Черный Синий Жёлтый Зелёный Красный

Чёрная машина решила перекраситься в синий цвет. Она украсила себя жёлтыми фарами, зелёным рулём и красной мигалкой.

Костя К. 6 лет.

3.

Желтый Синий Красный Зелёный Чёрный

Жёлтое солнце выглянуло из синей тучи и улыбнулось красной ягодке. У ягодки были зелёные листики и она росла на чёрной земле.

Маша Б. 6 лет.

Заключение

«Поиграй со мной в цветные квадратики», - говорит мне ребёнок, и важно достаёт большой конверт. в котором лежат квадраты разного цвета. - «Чур, я выбираю квадратик

Почему детей так тянет цвет, думаю я, видя, как малыш радуется выбранному цветному квадратику. Какое волшебство спрятано в цвете и какую силу он имеет.

Так пусть же у наших детей не только мир, но и речь будет разноцветной и яркой.

А по этому начинай малыш игру, я тебе помогу…

Публикации по теме:

Интеллектуальные игры для детей. «Точечки»Интеллектуальные игры для детей. «Точечки» Несколько лет назад на глаза мне попалась книга Б. П Никитина "Интеллектуальные игры". Книга меня очень увлекла и у меня появилась идея сделать.

Мастер класс «Коробочка с сюрпризом»!Мастер класс «Коробочка с сюрпризом»! Дорогие коллеги представляю вам мой первый мастер класс. Я решила сделать поздравительную коробочку. И так начнем. 1. Берём картон (я взяла.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Цветной мир речи». Методика обучения рассказыванию «Цветные квадраты»
Опубликовано: 9 октября 2013 в 06:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Цветной мир речи». Методика обучения рассказыванию «Цветные квадраты»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Роговенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД