Елена Пикулева
Дидактическое пособие «Чудесный коврик»
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональное авторское игровое пособие для дошкольников своими руками
"Чудесный коврик"
«Чудесный коврик» - многофункциональное авторское игровое пособие для детей от 2 до 5 лет. В дошкольном возрасте человек получает огромное количество навыков, которые ему жизненно необходимы.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие объединены в одно направление «Социально-коммуникативное развитие».
Публикация «Дидактическое пособие „Чудесный коврик“» размещена в разделах
Одной из задач направления является - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Умение взаимодействовать с окружающими, достигать общих интересов, устраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других, формируется у детей дошкольного возраста во время совместных игр и режимных моментах.
Игры детей в этом возрасте еще не объединены общим сюжетом, ребятишки просто играют рядом.
Моя цель — научить их играть, не мешая друг другу, общаться, договариваться с другими детьми о совместной деятельности, подчинять свои действия общему плану.
Дети любят всё яркое, красивое приятное на ощупь. Идея была моя, а родители помогли изготовить данное дидактическое пособие.
Материал для изготовления.
Ткань: тонкий, мягкий флис разных цветов, фланель, бязь, липкая лента, атласная лента. Синтепон для набивки. Все ткани натуральные, нетоксичны, качественно окрашены, не линяют.
Фурнитура: разного вида застёжки, пуговицы, шнурки, молнии, бусины. Всё надежно закреплено, фурнитура крепкая, её сложно разломать, порвать, испортить.
«Чудесный коврик» можно использовать на любых занятий, и развлечениях, в игровой и самостоятельной деятельности детей. Пособие является одним из вариантов организации предметно-развивающей среды в группе.
Цель: научить детей играть вместе и дружно, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Задачи.
Образовательные:
• знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов (представления о цвете спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способами обследования предметов (погладить, надавить, обвести пальцем контур) т. д. ;
• знакомить с окружающим миром, с природными явлениями;
Развивающие:
• развивать поддерживать интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними;
• развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений;
• развивать тактильные ощущения, зрительное и слуховое восприятие;
• обогащать словарь детей, умение пользоваться речью, как средством общения;
• развивать внимание, память, мыслительные процессы.
Воспитательные:
• воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями;
• воспитывать взаимопонимание, дружелюбие, уважение друг к другу.
Принципы создания пособия :
• Привлекательность для детей.
• Доступность.
• Многофункциональность.
• Стимулирование познавательной активности детей.
• Соответствие гигиеническим требованиям.
«Чудесный коврик» можно использовать на любых занятий, и развлечениях, в игровой и самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов, для коррекционных игр. Это пособие является одним из вариантов организации предметно-развивающей среды в группе. Игровое пособие можно располагать на полу, повесить на стене.
Правила игры. Разворачиваем на полу коврик. К игре могут подключиться все желающие.
Основное правило: играть дружно, действовать сообща. Помогать друг другу, радоваться успехам. Научить вместе того кто еще не умеет.
Игра привлекает детей своей яркостью и разнообразием. У детей развивается мелкая и крупная моторика, координация движений. Данное пособие стимулирует детей к активизации речи, умению пользоваться речью, как средством общения. Воспитывает взаимопонимание, дружелюбие, уважение друг к другу.
Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И моя задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Данное пособие, включает в себя целый цикл игр, разной тематики, которые можно использовать в различном направлении.
«Чудесные фигуры»
Цель: закрепление геометрических форм и цвета
Ребенку предлагается назвать геометрическую фигуру, её цвет и подобрать предметы похожие на данную фигуру по форме.
«Крестики-нолики».
Цель: Развивать у детей мелкую моторику, логическое мышление, память, внимание, ориентировку в пространстве.
«Сосчитай, сколько зайчиков и морковок, бусинок, цветочков, пуговиц»
«Расстегни и застегни»
Особую сложность для детей, представляет застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, т. е. так называемые навыки самообслуживания.
Цель: тренировать в умении застегивать и расстёгивать различного вида застежки
В игре с застёжками развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки.
«Башмачок», «Бабочка»
Цель: развивать координацию движений, внимание.
Здесь чудесный башмачок, развяжи его дружок.
Крылья бабочке сложи, и попробуй, застегни.
«Пазлы - квадрат»
Цель: собрать квадрат из частей в одно целое
Развивает логическое мышление, память, внимание
Цель: упражнять количественный счет, сравнение (больше – меньше).
"Подбери цифре количество предметов"
Цель: формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание
«Солнышко и дождик».
Цель: научить называть природные явления (дождь, радуга).
Дождик, дождик, приходи
К нам на землю упади
Пусть земля водичку пьёт
И растеньям отдаёт
Дождик, дождик, пуще
Травка будет гуще,
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей.
«Назови, какого цвета»
Цель: упражнять в названии цветов, находить предметы указанного цвета.
Я увидел радугу:
«Ай да красота!
Кто ж тебя раскрашивал
в разные цвета?
«Отсчитай столько же»
Цель: упражнение в порядковом счете
Воспитатель называет число, сколько бусин надо отсчитать, ребенок выполняет задание, отсчитывая заданное количество бусин.
«Цветочная поляна»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление основных цветов, тренировка памяти, внимания.
Ребенку предлагается посмотреть на цветы, запомнить их положение. Затем отстегнуть и пристегнуть в это же положение.
Гимнастика для глаз.
Цель:
Предлагаю детям посмотреть поочередно на различные предметы, расположенные на коврике, меняя угол зрения. Можно посмотреть на левый верхний угол, затем на правый верхний угол, на нижний левый угол, на нижний правый угол, в середину коврика. Следить глазами за перемещением указки в разных направлениях по коврику со словами : ] Глазки делают зарядку.
Начинаем по порядку:
Раз, два, три-
Влево, вправо посмотри,
Ну, скорее не ленись
Посмотрели вверх и вниз.
А теперь не зевай,
Глазки по кругу вращай.
«Где это?»
Цель: закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом.
Детям предлагается определить нахождение одного из пристегнутых модулей относительно себя.
«Потрогай, пощупай, сообрази»
Цель: развитие тактильных ощущений, активизация речи
Ребенку предлагается с закрытыми глазами определить что это? Потрогай, погладь. Какая ткань на ощупь, как называется застёжка?
Изучаем правила дорожного движения
"Светофор"
Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах; закрепление представлений детей о цвете (красный, зеленый, желтый, развитие памяти и внимания.
1. Индивидуальная работа
Ребенку предлагается последовательно переключать светофор соответственно по цвету кружками, объясняя, что означает каждый сигнал.
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом
Светятся, моргают –
Людям помогают.
В кружках изображены животные. Запомнить и назвать кто за каким кружком находится.
2. Работа с подгруппой детей
Воспитатель читает детям стихи С. Михалкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором.
Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться…. (опасно).
Свет зелё ный говорит:
"Проходите, путь (открыт)".
Жёлтый свет - предупрежденье -
Жди сигнала для….(движенья).
Правила игры:
Зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте, когда жёлтый - хлопают в ладоши, а когда красный - стоят неподвижно.