Наталья Кравцова
Вечер развлечения «Чтоб не забыли мы и наши дети, что мы от Дона Тихого идем»
Вечер развлечения
«Чтоб не забыли мы и наши дети, что мы от Дона Тихого идем»
(подготовительная группа) Воспитатель: Кравцова Н. В.
Воспитатель: «Эй, на вольных было степях,
Степях да Донских
Вот бы собралися с Дону,
Да с Дону казаки.
Да казаки, они люди вольные,
Ой, да, казаки, они люди вольные,
Ой да, вот, все донские.
Вот бы они собиралися,
Они тут соезжалися,
Ой, они вот, во единый,
Они во единый круг.
Эй, казаки…».
Под музыку входят девочки, стоят пританцовывая. Следом мальчики строевым шагом идут.
Публикация «Вечер развлечения „Чтоб не забыли мы и наши дети, что мы от Дона Тихого идем“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2016
Девочка: «Ой, девчонки, поглядите-ка на наших казаков!
Приоделись они, приосанились,
Да строем куда-то направились».
2-я девочка: «Поглядите, какие удалые,
Да нарядные, да молодые!
Эй, казаки, что за праздник?
Не расскажете нам разве?».
Казак: «А сегодня казачье гулянье,
Собрались мы на состязанья,
Показать, что мы знаем о предках наших,
Показать всем удаль свою!».
Воспитатель: А мы сейчас посмотрим, какие вы казаки. Знаете ли традиции, обряды
казаков?
Для решения своих дел казаки собирались на общий сбор - круг. В море казаки сплывались на лодках, образуя широкий круг.
Как вы думаете, для чего это делали казаки?
Ответ: Смысл сбора в кругу заключался в том, чтобы каждый участник
видел лица своих товарищей.
Воспитатель: Вот и мы с вами сидим полукругом, чтобы видеть
Товарищей.
Дети : «На Дону-то все живут,
братцы, люди вольные,
Люди вольные живут,
братцы донские казаки.
Донские казаки живут,
братцы, все охотнички.
Собирались казаки - други
во единый круг».
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, какие вопросы решали казаки в кругу?
Дети : Выбирали атамана, есаула, вершили суд, решали вопросы войны и мира, принимали послов, читали царские грамоты, давали ответы царским послам, совершали браки и разводы, делили добытое в походах между собой - «дуванили дуван».
Воспитатель: Правильно, ребята. Вот и мы сегодня в нашем кругу поговорим о том, как жили у нас в старину на Дону. Как жили люди вольные – донские казаки в далекие-далекие времена в тех местах, где сейчас расположена Ростовская область, где простирались покрытые высокими травами степи – это была ничейная земля.
Дети : Вот сюда бежали от неволи и тяжелого труда люди. Здесь они становились казаками, то есть вольными людьми. Приходили беглые на Дон в своей русской, украинской одежде. А также носили казаки раньше то, что добывали в походах. Но все-таки постепенно в пестроте одежды со временем выделилась определенная традиционная казачья одежда (показывает на мальчика на картинке).
В старину казакам выдавали синее и красное сукно от царя, которое поровну делилось на войсковом кругу. А так как красного сукна было мало, то каждому казаку доставалась узкая полоска красного, которым и украшали шаровары.
Воспитатель: Ребята, как называются красные полосы на шароварах у казаков?
Дети : Лампасы.
Воспитатель: Ребята, у казаков (мужчин) было принято носить серьги. Как вы думаете, для чего?
Ответы:
- Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.
- Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду.
- Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе.
- Последний в роду, где нет, кроме него, сыновей, - носил серьгу
в правом ухе.
- Единственный ребенок у родителей – две серьги.
Воспитатель: А что вы знаете о головном уборе казака?
Ответы:
- У казака шапка или фуражка - продолжение головы, они играли огромную роль.
- На кругу казаки находились в шапках. Ею они голосовали, снимал шапку выступающий. Если есаул нахлобучивал ее обратно, - значит, говорящий лишался слова.
- Шапку кидали во двор «хваленке», предупреждая, что придут свататься.
- Папаху и фуражку привозили с войны и клали на божницу, если казак погибал. В шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы.
- «Сводины» - первое знакомство жениха и невесты - начинались с того, что казак как бы невзначай клал на стол фуражку или папаху донышком вниз. Если девушка переворачивала головной убор, можно было свататься. Если фуражка отправлялась на вешалку, о сватовстве не могло быть и речи.
- За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было – потерять папаху казак мог только с головой.
Воспитатель: Казаки прежде всего были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку.
Дети : По обычаю, когда в семье казака рождался сын, родные и знакомые приносили в дар ему – на зубок – стрелу, патрон, лук, ружье и развешивали все на стене.
Через 40 дней отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, постригал волосы в кружок, а затем возвращал сына матери, поздравляя ее с казаком.
Воспитатель: Любимым занятием казаков в свободное время были скачки на мишень – чучело из камыша. В последней, самой длинной и трудной скачке, скакали казачата, и взрослые судили о достоинстве коней, выращенных казачатами, и о том, какая смена им подрастает.
Вот и наши ребята, молодцы-удальцы, покажут свою ловкость в игре в скачки.
1. «Кто быстрее поднимет платок и подарит казачке?»
2. А теперь наши казаки померяются богатырской силой.
«Перетягивание каната»
Сценка.
Казаку редко приходилось жить дома и заниматься хозяйством. Большую часть времени он проводил на военной службе.
Все домашние участвовали в сборе казака на службу.
Казак: «Крепкий конь – крепок и казак».
«Без коня не казак, казак без коня, что солдат без ружья».
Дед (сидит у плетня) : «Не берись объезжать коня, если не знаком с его повадками».
Отец: «Казаку конь себе дороже
Казак сам голодай, а лошадь сыта».
Мать (готовит) : «Казаки, что дети : и много поедят и малым насытятся».
Жена: «Казацкому роду нет переводу»
Казак: «Седлай коня мне вороного.
Казачьим боевым седлом.
Взмахни, казачка на прощание
Дареным шелковым платком!
Сажусь я на коня лихого,
И конь, срывается в налет
Военный марш труба играет,
Идем казаки мы, в поход».
(Все подходят к казаку)
Дед: «Казаки – глаза и уши армии».
Отец: «Казак и в беде не плачет».
Мать: «Дело холодка не любит, казак честно служит».
Жена: «Упал казак духом, и конь не бежит».
Отец: «Казак служивый, что муха – была бы щель, везде пролезет».
Мать: «На то казак и родился, чтоб в любом деле пригодиться».
Дед: «С родной земли – умри не сходи».
«За правое дело стой смело».
Казак: «Жилы порвем, да дойдем».
Песня «Как за Доном за рекой» (обыгрывается).
Танец «Казаков»- и встреча с хлебом солью.
Воспитатель: По обычаю, когда возвращались с войны казаки, подъезжали к Дону: кланялись, приветствовали: «Здравствуй, батюшка Тихий Дон, здравствуй, Дон Иванович!»
И много раз эхо повторяло эти слова. Отслужившие свой срок воины бросали бескозырки в воду. Дон подхватывал сине-красные бескозырки и уносил к Азовскому морю.
Воспитатель: А зимними вечерами с Рождества Христова до Крещения гадали девушки – казачки, собравшись группами.
Танец «Гадание»
Воспитатель: Осенью или ранней весной, когда у казаков было меньше работы, а так же в праздники все население станицы или хутора собиралось вместе, и это называлось «улицы» играли, пели, водили хороводы.
Представьте себе яркий солнечный день, луг, а на нем выделяются разноцветные казачьи наряды.
Самым распространенным хороводом во всех станицах был радостный «Плетень заплетень.
Хоровод «Плетень заплетень.»
Ход игры – хоровода: Участники игры, взявшись за руки пели:
«Заплетись, заплетись, плетень!
Завяжись, завяжись, узел!
Молодая утушка
Собирала детушек»
заплетаются
перед расплетением
«Расплетись, расплетись, плетень!
Развяжись, развяжись. Узел!
Молодая утушка
Растеряла детушек».
Танец «Коромысел золотой»
Воспитатель: Много интересного о нашем донском крае мы узнали из книг.
Наши ребята подготовили для гостей сценку – загадку?
Посмотрите и ответьте
1. Как называется рассказ?
2. Кто автор?
3. Как зовут главного героя рассказа?
Сценка из рассказа М. Шолохова «Нахаленок».
Воспитатель «Чем же дорога Земля Донская,
Привольная от края и до края?»
Дети 1 : «Земля былинная моя,
Люблю тебя до сладкой боли.
И эту степь и это поле,
И эту песню соловья».
Дети 2 : «В родной степи шумят поля и реки,
Цветут сады, колышется трава.
Очаровала ты меня на веки
Моя Донщина, Родина моя!»
Дети 3 : «Ай, Дон ты мой родимый Дон,
Для нас ты много значишь.
Прими ты наш привет горячий,
Земной поклон тебе казачий».
(все делают поклон)