Татьяна Краснова
Конспект занятия по познавательному развитию «Что такое заповедник?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
по познавательному развитию на тему :
«Что такое заповедник?»
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию
Тема: «Что такое заповедник?»
Задачи:
1. Познакомить детей с заповедниками нашей страны;
2. Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Что такое заповедник?“» размещена в разделах
3. Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле берегут, охраняют заповедные уголки природы.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникационная.
Словарная работа: заповедник, экскурсовод.
Материал и оборудование: Проектор, экран, презентация (видеофильм,
Форма проведения: виртуальная экскурсия
Методические приемы: беседа, наблюдение, рассматривание, проблемная ситуация.
Литература: Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада экология», Воронеж 2004г.
Ход организованной образовательной деятельности.
Организационный момент
В: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся с ними.
Разминка:
Здравствуй солнце золотое (нарисовать руками круг).
Здравствуй небо голубое (руки вверх, помахать кистями).
Здравствуй свежий ветерок (помахать руками перед лицом).
Здравствуй маленький дубок (поднять руки вверх).
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую (пожать одной рукой другую).
1. Вводная часть. Беседа о природе и заповедниках.
В: Ребята, послушайте небольшой отрывок из стихотворения, а потом скажите, о чём оно.
В: Есть на земле огромный дом,
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты,
И все твои друзья.
В. О чем это стихотворение? (о природе).
В: Ребята, природа имеет важное значение в жизни каждого человека.
Она дарит нам: красоту, прекрасное настроение, пищу, воздух, которым мы дышим, одежду, жилище и т. д.
- А как вы думаете, может ли человек своими поступками губить природу?
(человек загрязняет реки, воздух, вырубает лес, охотится на животных).
- Да, бывает так, что человек наносит огромный вред растительному и животному миру. Неправильное, жестокое обращение с природой привело к тому, что с лица земли стали исчезать многие виды животных и растений. Тогда люди стали задумываться, как же сделать так, чтоб сохранить нашу природу, как исправить свои ошибки?
Более 100 лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники.
Что же такое заповедник? Заповедник – это большой природный парк, в котором птицы и звери живут не в клетках, а на воле. Это место, где охраняются травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.
В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных, строить дома и дороги.
В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие в природный заповедник, а я стану вашим экскурсоводом - это сотрудник парка, который знает все об этом парке и проводят экскурсии.
Организуется виртуальная экскурсия в заповедник.
1. Основная часть
Экскурсовод: Уважаемые гости, добро пожаловать в наш природный парк. Мы рады, что вы сможете увидеть удивительные природные места, птиц и зверей, растения.
В парке нужно соблюдать правила:
- ходить только по тропинкам;
- разговаривать тихо и спокойно;
- фотографировать, не нанося вред природе;
- наблюдать за животными на безопасном расстоянии;
- рвать цветы, ягоды, грибы и орехи запрещается!
- запрещается также охотиться на птиц и животных!
Если вы будете внимательными, то увидите много интересного!
Здесь вы можете увидеть редкие растения, бобров, кабанов, лосей, хищных птиц. Сегодня я предлагаю вам пройти по маршруту, который называется «Такой знакомый лес».
(Музыка «Шум леса»)
Педагог читает стихотворение Н. Рыжовой «Лесные правила», дети выполняют соответствующие движения.
Если в лес пришел гулять, (идут друг за другом по кругу.)
Свежим воздухом дышать, (Поворачиваются лицом в круг, руки в стороны.)
Бегай, прыгай и играй, (Бег на месте.)
Только чур-не забывай:
Что в лесу нельзя шуметь, (подносит указательный палец к губам.)
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки, (Руки прижимают к груди, дрожат.)
Убегут с лесной опушки. (Бег на месте.)
Здесь не нужно всех ловить, (загибают пальцы на руке по одному).
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. (Руки прижимают к сердцу.)
Здесь хозяин – дуб и лось. (Руки в стороны.)
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги. (Низкий поклон.)
Экскурсовод: я предлагаю вам присесть на полянке и тихонько понаблюдать за природой.
Демонстрируется презентация (видеофильм)
Многие животные нашли здесь свой дом. Вот так встреча!
В. : Посмотрите на бобра:
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину,
Строит в заводи плотину.
Зубы крепкие бобра
Поострее топора.
Бобры – хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход в такую хижину под водой, чтобы враги не могли подобраться. Бобры – симпатичные звери. Стоит посмотреть как дружно и мирно они трудятся, как кормят и учат детей, как уютно отдыхают вместе на берегу и тихо о чем-то переговариваются. Жилище бобра всегда чистое и в полном порядке.
В: Причиной исчезновения этих зверьков была охота на них из-за красивого прочного, а потому дорогого меха. В нашем заповеднике никто не охотиться. Здесь они могут жить спокойно.
А это, что за красивое животное? (Лось).
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Лоси – это типичные лесные жители. Они без труда могут передвигаться по болотам и топям. Они хорошие пловцы и переплывают через реки. Иногда ищут себе корм в мелких прудах и охотно поедают водные растения. Лось легко и бесшумно бежит, кажется, что он летит низко над землей, совершенно ее не касаясь. Но бегает он редко, даже ходить помногу не любит. Голову самца украшают рога, у самки их нет. Рога костяные, сбрасываются каждый год ранней весной и вырастают вновь.
В. : А теперь нам нужно быть потише, смотрите какой длинноухий красавец смотрит на нас, не спугните его!
Благодаря ушам слух зайца развит намного лучше, чем нюх и зрение. Зайцы хорошо бегают вверх по склонам, но вниз приходится спускаться кубарем. Цвет зайца зависит от времени года. Летом мех имеет рыже-серый, бурый или коричневый оттенок. Зайцы меняют окраску зимой, их мех светлеет, но полностью белоснежным становится только заяц-беляк. Кончики ушей у всех представителей остаются черными круглый год. Они питаются молодыми ветками, побегами кустарников и деревьев, листьями различных растений, клевером, одуванчиками и другими травами.
В. : как же нам сегодня везет! Русская выхухоль – удивительный зверек, живет на планете Земля уже более 30 миллионов лет. Как и в прошлые времена, так и сегодня внешний вид этого речного животного напоминает крысу и относится к семейству кротовых за свою способность рыть глубокие норы, нисколько не изменился. Все тот же, похожий на хоботок длинный носик, лапки с перепонками между пальцами, сжатый с боков длинный хвост. Шерсть достаточно густая и не намокает. Зрение у выхухоли плохое, зато очень хороший нюх. Слух у них интересно развит : она может совершенно не обращать внимания на разговор людей, но вздрагивать при малейшем всплеске воды, хрустнувшей под ногой веточке, шорохе в сухой траве. Питается она пиявками, червями, водными насекомыми и их личинками, давайте мы не будем ей мешать и отправимся с вами дальше.
В. : Знакомьтесь с еще одним обитателем нашего заповедника – это сурок (байбак). Это довольно крупный грызун желтовато-рыжего окраса. Живут они в норах. С сентября по март сурки проводят в спячке. Питаются они насекомыми такими растениями как дикий овес, клевер. Главные враги этих животных – это волки, хищные птицы и человек. Из-за меха на них ведется охота. Но в нашем заповеднике они в безопасности.
Не только звери, но и птицы живут в заповеднике. Давайте ими полюбуемся.
Реки заповедника богаты разнообразной рыбой.
Но самым интересным обитателем заповедника может являться не зверь, не птица, а насекомое. У этого насекомого мировая известность, зовут его бурзянкой. Это дикая пчела! Например в Башкирском крае есть заповедник, в котором обитает такая пчела. Когда вы будете пить чай с мёдом, вспомните маленькую пчёлку, которая трудолюбиво помогает людям добывать мёд.
А теперь я хочу узнать, внимательно ли вы слушали рассказ экскурсовода!
Игра «Что хорошо, а что плохо?»
В: У меня кружки красные и зеленые.
Сейчас я раздам каждому по одному красному и одному зеленому кружку.
Зеленый кружок - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.
• Костер в лесу (Красный кружок)
• Мусор в лесу (Красный кружок)
• Сломанные ветки (Красный кружок)
• Срубленные деревья (Красный кружок)
• Истребление животных (Красный кружок)
• Посадка деревьев (Зеленый кружок)
• Развешивание кормушек (Зеленый кружок)
• Не рвать цветы (Зеленый кружок)
• Создание заповедников (Зеленый кружок)
(Дети отгадывают)
В: Молодцы, ребята. Время нашего путешествия заканчивается, нам пора возвращаться в группу.
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли,
(идут друг за другом по кругу)
Травку трогали руками
(присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками.
(встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели.
(поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали.
(«машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла.
(ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом,
(идут по кругу друг за другом на носочках)
И скакали по оврагам.
(прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли
Наши ноженьки устали.
(идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)
На прогулке мы с утра,
Возвращаться нам пора.
(ходьба на месте, лицом в круг)
(Садятся на стульчики)
3. Заключительная часть.
В: Ребята, где мы с вами побывали? (в заповеднике).
- Для чего люди создают заповедники? (ответы детей).
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей).
В: Вот и закончилось наше путешествие в заповедник. Наше путешествие получилось очень интересным, вы многое узнали о заповеднике и его обитателях.
Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (нет, природу надо беречь и охранять везде)
В: Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
Видео песни «Давайте сохраним».
В: Спасибо вам, ребята, за внимание. Надеюсь, что путешествие не прошло для вас даром, что вы многое усвоили, и не будете засорять берега водоёмов и леса, будете беречь нашу прекрасную природу.