Лариса Зиннурова
«Что такое хорошо, что такое плохо». Дополнительная программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА
Муниципальное образование город Мегион
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Буратино»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «ДС №6 «Буратино»
___А. А. Иванькович
Приказ № ___от «___» ___ 2022г.
на основании решения педагогического совета
протокол № ___ «___» от «»2022г.
«Что такое хорошо, что такое плохо»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
Срок реализации: 1 год
Публикация «„Что такое хорошо, что такое плохо“, Дополнительная программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Что такое хорошо, и что такое плохо
- Темочки
Возраст детей : 6 – 7 лет
Разработчики:
Зиннурова Л. И., воспитатель
Корнийчук В. Н. воспитатель
Мегион – 2022
1. Пояснительная записка
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
— Что такое хорошо и что такое плохо?
У меня секретов нет, - слушайте, детишки,
- папы этого ответ помещаю в книжке….
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Актуальность
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности.
Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Программа направлена на обогащение - амплификацию, а не на искусственное ускорение - акселерацию развития. В программе ребенок является центральной фигурой образовательного процесса. Личность ребенка имеет ряд ведущих базисных характеристик, составляющих неповторимую индивидуальность того или иного человека. В нашей программе мы выделяем следующее: компетентность, креативность, инициативность, самостоятельность и активность, произвольность, свобода поведения и безопасность, самосознание и самооценка.
В программе отражена работа по следующим направлениям:
- Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
- Воспитательно - оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
- Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
- Нравственно-трудовое.
В программе уделяется внимание по работе с семьей. Семья традиционно являлась главным хранителем социокультурных ценностей в обществе. Но в минувшие десятилетия снизилось ее влияние на воспитание детей. В значительной степени потеряны ценности семьи и традиции семейного воспитания. Поэтому встает необходимость формирования единой системы ценностей в семье и в детском саду. Эту задачу позволяет решить программа "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте".
Новизна дополнительной образовательной программы «Что такое хорошо, что такое плохо» направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным социокультурным ценностям России.
Основные принципы программы
- Принципы духовно-нравственного воспитания.
- Принципы отбора содержания образования.
- Принципы организации организованной образовательной деятельности
Цель программы : сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, традициям семьи и детского сада.
Задачи программы :
- Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
- Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.
- Создать условия для восприятия целостной картины мира.
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
- Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Отличительная особенность дополнительной образовательной программы «Что такое хорошо, что такое плохо» направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития : воспитание нравственных чувств и этического сознания старшего дошкольника.
В содержание занятий дополнительной программы включаются темы, знакомство с которыми будут способствовать различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
Реализация программы рассчитана на один год обучения в группе общеразвивающей направленности детей 6-8 лет.
Программа предполагает проведение двух занятий в месяц. Занятия проводятся на первой и третьей неделях месяца с сентября по май включительно. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут. По одной тематике проводится 2 занятия. Общее количество учебных занятий в год – 18.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Формы работы с детьми.
- ООД, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников.
- Использование художественной литературы. [Приложение 1.]
- Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и
технических средств обучения.
- Экскурсии, целевые прогулки в Приход Храма Покрова Божий Матери,
краеведческий музей, музей «Русская изба», по историческим местам города.
- Детская благотворительность.
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Постановка театральных сказок духовно - нравственного содержания.
Формы работы с родителями:
- собрания на духовно-нравственные темы;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы,
родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки
передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- совместные экскурсии;
- визиты домой;
- ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и
распространения опыта семейного воспитания;
- благотворительная акция;
- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.
- анкетирование. Приложение [1]
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:
- Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.
- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
- Субъективное психо - эмоциональное благополучие.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
С целью отслеживания знаний, умений и навыков у воспитанников разработаны критерии и дана характеристика уровней освоения программы. Приложение [2].
Формы подведения итогов реализации программы.
Проведение благотворительных акций «Дарите книги с любовью», «Помоги пернатым», «Берегите ёлочку - зелёную иголочку», «Ветеран живёт рядом»; оформление книжной выставки «Книги в дар». Открытое занятие «Творим добро». Мастер класс с родителями «Подарки малышам». Проект «Традиции добра».
2. Учебно-тематический план
Программа предполагает проведение двух занятий в месяц. Занятия проводятся на первой и третьей неделях месяца с сентября по май включительно. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут. По одной тематике проводится 2 занятия. Общее количество учебных занятий в год – 18. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Тема занятия Количество занятий в месяц Общее количество часов
«Ступеньки добра» 2 1
«Окно в мир доброты» 2 1
«Хорошие и плохие поступки» 2 1
«Добро – Азбука веры» 2 1
«Ласковое слово и кошке приятно» 2 1
«Красота спасёт мир» 2 1
«Путешествие в страну доброты» 2 1
«Семья. Семейные ценности» 2 1
«Наши добрые дела» 2 1
Всего за год: 18 9
3. Содержание дополнительной образовательной программы
1. Тема: «Ступеньки добра».
1.1. «Путешествие по сказке».
Теоретические сведения:
Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке.
Вопросы и ответы по содержанию сказке.
Практические работы:
Просмотр видео ролика «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Учить различать добро и зло.
1.2. Беседа с элементами диалога «Сказка, правда, в ней намёк, добрым молодцам урок».
Теоретические сведения: вопросы и ответы по содержанию сказке.
Просмотр презентации русских народных сказок.
Практические работы: работа в паре. Оформление страницы альбома: рисунок «Моя любимая сказка»
Учить любить добро, быть в состоянии творить добро.
Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
Работа с родителями: Родительское собрание на духовно-нравственные тему «Ступеньки добра».
2. Тема: «Окно в мир доброты».
2.1. ООД на тему: «Путешествие по дорогам доброты».
Теоретические сведения: работа в круге: разговор с детьми на тему «Где мы можем встретить доброту».
Практические работы: сюжетно - ролевая игра «Путешествие».
Учить любить добро, быть в состоянии творить добро.
Развитие умения общаться в паре.
Работа с родителями: Экскурсия в краеведческий музей «Русская изба».
1.2. Совместный мастер – класс с детьми и родителями «Подарки малышам».
Теоретические сведения: беседа «Как доставить малышам радость».
Практические работы: изготовление «Книжки – малышки».
Обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Закреплять умение складывать бумагу по диагонали и горизонтали.
3. Тема: «Хорошие и плохие поступки».
3.1. Чтение детям В. П. Катаева «Цветик семицветик».
Теоретические сведения: беседа по содержанию произведения.
Вопросы и ответы по содержанию произведения.
Практические работы: инсценировка отрывка из произведения В. П. Катаева «Цветик семицветик».
Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро.
Работа с родителями: Подготовка и оформление выставки ко «Дню матери».
3.2. Театр ног по произведению В. П. Катаева «Цветик семицветик».
Теоретические сведения: развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
Практические работы: изготовление атрибутов по произведению.
Обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Открытый показ тетра ног для родителей.
4. Тема: «Добро – Азбука веры».
4.1 «Традиции добра».
Теоретические сведения: познакомить детей с традициями народов мира.
Рассматривание иллюстраций, книг, видео – роликов о семейных традициях.
Практические работы: встреча с интересными людьми нашего города.
Создать условия для восприятия целостной картины мира.
4.2 Презентация стенгазеты «Традиции добра»
Теоретические сведения: подбор материала (фотографий, иллюстраций, поговорок, подбор видео роликов)
Практические работы: оформить стенгазету «Наши семенные традиции».
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Создание позитивного настроя на общение в группе.
Работа с родителями: участие родителей в проекте.
5. Тема: «Ласковое слово и кошке приятно»
5.1. Беседа на тему «Всё начинается с добра».
Теоретические сведения: рассматривание с детьми разных жизненных ситуаций о доброте; вопросы и ответы.
Учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
Практические работы: просмотр видео роликов и аудиозаписей.
Развитие основы самоутверждения.
5.2. Экскурсия с детьми в Приход Храма Покрова Божий Матери.
Теоретические сведения: беседа, рассматривание оформление Храма.
Формирование у детей потребность в доброжелательном отношение к окружающим.
Практические работы: чтение стихов о ласковом слове и доброте.
Работа с родителями: Подготовка и проведение совместной выставке «Что такое хорошо, а что такое плохо».
6. Тема: «Красота спасёт мир»
6.1. Сюжетно – ролевая игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
Теоретические сведения: беседа обобщающих рассказов воспитателя обобщающих рассказов воспитателя с детьми о том, кого можно назвать мастерами и рукодельницами. Воспитание уважения к людям труда (мастерам и рукодельницам). Дидактическая игра «Мастера и мастерицы».
Практические работы: игровая деятельность детей.
Развитие умения договариваться, приходить к согласию.
6.2. Экскурсия в художественную школу искусств.
Теоретические сведения: познакомить детей с работами разных художников, иллюстраторов нашего края.
Практические работы: оформить страницы альбома ( на выбор: обведение узора на сколке, вышивка, шитье).
Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Работа с родителями: Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.
7. Тема: «Путешествие в страну доброты».
7.1. Беседа «Терпение и труд - все перетрут».
Теоретические сведения: работа в круге: беседа с детьми старании и терпении. Рассматривание разных жизненных ситуаций, вопросы и ответы по теме беседы.
Развитие управленческих навыков и умения общаться в паре.
Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда.
Практические работы: подарки из бросового материала.
7.2. Мастерская «Самоделкина» : продуктивная деятельность с переходом в сюжетно-ролевую игру.
Теоретические сведения: рассматривание иллюстраций, картин.
Развитие единого контекста в группе.
Практические работы: изготовить с детьми наглядные пособия для игр.
Работа с родителями: Участие родителей в благотворительной акции «Подари книгу детям».
8. Тема: «Семья. Семейные ценности»
8.8. Круглый стол с детьми и родителями «Традиции нашей семьи».
Теоретические сведения: поделиться опытом семейных традиций в семье. Рассматривание семейных альбомов.
Практические работы: оформление страницы альбома «Семейные традиции».
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
8.9. Встреча за кружкой чая «Ветеран живёт рядом».
Теоретические сведения: бесед с элементами диалога, обобщающий рассказ воспитателя; рассматривание видео ролика о ВОВ.
Практические работы: встреча с ветеранами за кружкой чая.
Развитие мотивации к взаимодействию у детей и взрослых, единого контекста в группе.
Работа с родителями: Мастер класс «Цветы для ветеранов».
9. Тема: «Наши добрые дела»
9.1. ООД «Путь книги».
Теоретические сведения: обобщающий рассказ воспитателя из чего сделана книга «Как книга попала в магазин».
Практические работы: Подготовка детей к созданию «Моя первая книжка».
Работа с родителями: Совместные экскурсии в детскую библиотеку. Акция «День добрых дел».
9.2. Ручной труд «Моя первая книжка»
Теоретические сведения: разговор с детьми о книге (какие книги читали, где хранятся книги, почему взрослые и дети любят книги).
Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.
Прививать интерес к художественной литературе. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Практические работы: Совместная продуктивная деятельность детей и воспитателя : изготовление книжки-малышки.
Обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Работа с родителями: Создание мини-музея «Истоки русской старины».
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод:
- чтения педагогом рассказов;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий по городу, целевых прогулок;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
-проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- проведения викторин, благотворительной акции;
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- сшить кукол к сказкам;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
- Создание мини-музея «Истоки русской старины».
Формы работы:
1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение
внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).
2) Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с
особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, благотворительные акции.
3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к
праздникам; практические занятия по рукоделию.
4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских,
театрализовано-дидактических игр.
Программа «Что такое хорошо, что такое плохо» успешно прошла апробацию в МАДОУ «Детский сад №6 «Буратино» в 2021 учебном году.
Результаты анализа обследования детей 6-8 лет по программе
«Что такое хорошо, что такое плохо»
2021-2022г.
Количество детей 15
Начало года Конец года
Высокий уровень 0% 51%
Средний уровень 52% 49%
Низкий уровень 48% 0%
В ходе реализации программы у воспитанников сформировались позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, деятельное отношение к труду, а также потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование. Дети приобщились к опыту православной культуры, познакомились с формами традиционного семейного уклада.
5. Список литературы:
1. Гладких Л. П., Меньшиков В. М. Основы православной культуры. Мир - прекрасное творение. Курск, 2008;
2. Голицына Н. С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. –М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011;
3. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре РОССИИ - М. : АРКТИ, 2003
4. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду /под ред. Т. С. Комаровой, М., 2008;
5. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М. : АРКТИ, 2005;
6. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду РОССИИ - М. : АРКТИ, 2004;
7. Павлова Н. В. Материалы межрегионального конкурса «Вифлеемская звезда» Тамбов, 2011;
8. Половинкин А. И. «Православная духовная культура». М., 2003;
9. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 2007;
10. Фильчакова Е. В., Подкопаева Г. Н. Опыт деятельности МБДОУ №19 «Родничок» Белгородской области по духовно-нравственному воспитанию, 2011;