Оксана Попова
Консультация «Что надо знать при разучивании стихов с ребенком 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Стихи - это условная форма выражения мысли. Она имеет ритм и рифму. Именно благодаря этому стихи запоминаются быстрее прозы. Значит надо с первых же занятий обратить внимание детей на рифму. Рифма - это созвучие концов стихотворных строчек. Такое созвучие может быть в двух, а иногда и в большем количестве строчек. Например:
Публикация «Консультация „Что надо знать при разучивании стихов с ребенком 4–5 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
А кузнечик, а кузнечик, Ну совсем как человечек, Скок, скок,скок, скок, За кусток, Под мосток И молчок! В этом отрывке из "Мухи - Цокотухи" К. Чуковского ярко выражена рифма и в двух первых строках (кузнечик - человечек, и в четырех последних (скок - за кусток - под мосток - и молчок). Кроме того, в последних четырех строках хорошо подчеркнут ритм прыжков, что поможет ребятам при чтении создать образ живого кузнечика. Но особенно легко воспринимается рифма в сказке К. Чуковского "Телефон", где в разговоре слона с доктором Айболитом (а именно ему звонят все звери) рифмуются вопросы и ответы. Вот начало этого стихотворения.
У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит? -Слон. -Откуда? -От верблюда. -Что вам надо? -Шоколада. -Для кого? -Для сына моего. И т. д. Здесь настолько четко слышна рифма (телефон - слон, откуда - от верблюда : надо шоколада), что уже при повторных чтениях этого диалога ребята сами отвечают за слона. Значит, быстро запомнить текст им помогла рифма. В стихах для детей чаще всего используют парную рифму. В ней рифмуются окончания слов двух ближайших строчек (1-я строка рифмуется со 2-ой, 3-я строка с 4-ой). Например :
- Ехали медведи -На велосипеде -А за ними кот. Чешская народная песенка "Разговор лягушек " в переводе С. Маршака тоже написана в форме диалога.
- Кума, -Ты к нам? -К вам, к вам, -К вам, к вам! -К воде скачу, -Ловить хочу. -Кого, кого, кума? -Рака, карпа, и сома. -Как поймаешь, дашь ли нам? -Как не дать? Конечно дам! Чтобы этот разговор звучал живее, лягушки могут квакать во время диалога, прыгать друг другу навстречу. Это доставит детям большое удовольствие. Обратите внимание детей на короткие слова, особенно " к вам, к вам", которые напоминают кваканье лягушек. Когда в стихах - диалогах встречаются слова автора, можно дать их одному из детей или действующим лицам, особенно если и прямая речь и авторская относится к одним и тем же персонажам,как в стихотворении О. Бедарева "Куры" : Сели куры на забор И пустились в разговор: Ко-ко-ко! ко-ко-ко! Мы взлетели высоко. Касатки в небе вьются, Над курами смеются: Эх вы, куры, ко-ко-ко, Разве это высоко? В стихотворении В. Викторова "Бычок - новичок" слова автора так - же можно передать действующим лицам. Вышел бычок на лужок. Козочку встретил бычок. -Му, -говорит бычок,- -Я на лугу новичок. -Ты покажи мне скорее, -Где здесь трава повкусней. - Ме,- раздается в ответ,- -Травки невкусной нет. -Травка всегда хороша, -Если жевать не спеша. В чтении стихотворения И. Демьянова "Скакалочка" участвуют две девочки: Галочка и ее подружка, которая, глядя на прыгающую Галочку, произносит авторский текст: Очень любит Галочка Быструю скакалочку. Скок да скок, скок да скок! Галочке не жалко ног, А бывает жалко, Быструю скакалку. Отдохни, скакалочка,- Еле шепчет Галочка. Как диалог можно прочитать стихотворение Э. Мошковской "Уши" : Доктор, доктор, Как нам быть? Уши мыть Или не мыть? Если мыть, То как нам быть? Часто мыть Или пореже? Отвечает доктор: Еже! Отвечает доктор гневно: Еже. еже. ежедневно! Для малышей стихи - диалоги очень полезны. Они приучают к общению, а значит, и к простоте в чтении стихов.