Елена Матвиевская
«Что делать, если ребенок молчит?» Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Родители часто обмениваются сведениями о том, как развиваются их дети. Особенно мамы, которые любят поделиться об этом не только в парке во время прогулки, но и дома, сидя в интернете на каком-нибудь форуме для мам. Там они консультируют друг друга по очень многим вопросам, не исключая даже медицину. Нередко одна мама сообщает другой что-то подобное: «Не беспокойся, мой Петя тоже не ходил до 1,5 лет, не говорил до 3-х, а потом сам всему научился, теперь прекрасно разговаривает, бегает по школе, 5-ки не успевает в дневник ставить». Эти успокоительные слова для обеспокоенной мамы, как бальзам на душу, она перестает нервничать и ничего не предпринимает для того, чтобы выяснить, почему ее ребенок молчит, и как помочь ему заговорить. Другие родители и близкие ребенка с алалией чувствуют, что их ребенок не умственно отсталый (на бытовом языке «не дурак», но они понимают и то, что их ребенок, все же, не такой, как все. Мы, педагоги, обязаны убеждать родителей в том, что если аномалии речевого развития избежать не удалось, следует приложить все силы, чтобы максимально использовать здоровые системы организма и помочь ребенку занять свое место в жизни.
Темочки:
Итак, алалия – это тяжелое расстройство речевой функции, причиной которого являются органические поражения головного мозга.
Способы заглянуть в мозг ребенка и посмотреть, что случилось, в настоящее время несовершенны; еще не изобрели лекарства, которые наладили бы его работу в конкретном случае. В такой ситуации остается искать другой выход.
На практике специалистов проверено, что самое эффективное пока что – это использование тех проводников мозга, которые не повреждены и активны. Их временно надо использовать вместо поврежденных. Дети, у которых речевые проблемы, ориентируются в пространстве, узнают знакомых людей, игрушки, знают, что с ними делать, запоминают цвета, дают адекватные реакции на события. Значит, большая часть проводников работает, их и нужно использовать для развития речи – подключать на какое-то время, чтобы результаты познания мира с помощью других анализаторов послужили речи. Эти анализаторы не являются главными при нормальном развитии, но в случае отклонений от него должны стать ими.
Иначе говоря, ребенка надо поставить в условия, похожие на те, в которых вынуждены овладевать речью неслышащие и невидящие дети. Следует учитывать при этом, что такие условия познания мира для детей с наличием физического слуха и зрения исключительно временные и используемые частично. Ведь они слышат и видят, только слышимое и видимое не попадает в зоны мозга, предназначенные для речи. Бояться использования неречевых приемов не надо. Сама природа, безжалостно лишившая некоторых детей слуха и зрения, тем самым подсказала пути получения знаний о действительности разными способами. У детей, которые имеют слух и зрение, они обязательно победят, и временные способы станут ненужными, отпадут.