Анжелла Дробязко
Чтение художественной литературы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видео продукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Публикация «Чтение художественной литературы в детском саду» размещена в разделах
Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге.
Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и мы- работники дошкольных организаций.
Детская литература занимает в жизни малыша очень важное место.
Народные песенки, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый, уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию. Доброта и справедливость, любовь к людям приходит к детям из жизни и из книг, но приходит незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца.
В нашем детском саду чтение детям художественных текстов проводиться ежедневно утром после завтрака; регулярное интересное чтение вошло в привычку, стало обычаем, ритуалом жизни групп.
Продолжительность чтения составляет примерно 20 минут (15 – 20 минут в старшей и 20 – 25 минут в подготовительной, 10 – 15 в младших)
- Чтение книг проходит в непринуждённой обстановке (дети располагаются вблизи взрослого, как им удобно);
- Читая книгу, мы выступаем как партнёры по восприятию её содержания проявляем эмоции, соответствующие содержанию текста,- удивление, изумление, сострадание и пр. Монотонное механическое чтение может отбить у ребёнка охоту слушать даже самую интересную книгу.
Мы сами подбираем подходящие для своей группы художественные тексты, сами определяем последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного (продолжающегося) чтения – малые литературные формы для непродолжительного чтения, чередуем стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей возвращаемся к ранее прочитанным текстам, перечитываем их.
- Мы не стремимся к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения, а тем более не принуждаем их к многократному пересказу прозы. Обсуждениям мы придаём непринуждённый характер. Они уместны сразу после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения – реплики относительно прочитанного, если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон, стимул для непосредственно следующей за чтением деятельности.
В младшем дошкольном возрасте в программу ознакомление детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи и произведения фольклора: потешки, песенки, скороговорки и т. п.
Начиная учебный год, повторяем с детьми то, с чем мы их знакомили ранее. При каждом подходящем случае читаем малышам народные песенки, потешки, стихи наших отечественных авторов; рассказываем детям народные сказки, руководствуясь их собственным выбором.
Кроме народных сказок, песенок и потешек, в список художественной литературы входят считалки, скороговорки, небылицы.
Начиная с младшей группе подводим детей к различению жанров.
Воспитатель обязательно называет жанр литературного произведения : «Сегодня я вам расскажу сказку», сейчас я прочитаю рассказ (стихотворение)».
Необходимо избегать неправильных выражений («я вам расскажу стишок, «почитаю сказочку») Названия жанров должны даваться чётко и правильно.
Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Сказки детям младшего дошкольного возраста рассказываем, а не читаем по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребёнком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.
Если сказка по содержанию не велика, воспитатели рассказывают её два и даже три раза; повторяют только самые яркие места. После рассказывания предлагают детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки.
После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребёнку, воспитатели напоминают детям аналогичные факты из их собственной жизни. Например, почитав стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама», воспитатель задаё т вопрос: «Настя, а как твоя мама наряжала тебя к празднику?»
Малышам задают 2 – 3 вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребёнка. Пусть отвечая на вопросы, дети строят свои высказывания только из одного – двух простых предложений, но это уже подготовка к обучению рассказыванию.
В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способностей глубже вникать в содержание. Правило ежедневно читать остаётся в силе.
Как и в младшей группе, воспитатели называют жанры изучаемых произведений: «Я расскажу вам русскую народную сказку «Жихарка» или «Прочитаю рассказ «Умей обождать». Это называние в дальнейшем поможет детям осознать особенности каждого жанра.
В средней группе останавливаем внимание детей не только на содержании произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).
Продумываем и задаём вопросы после чтения произведения, чтобы помочь детям вычленить главное
- действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность произведения и в то же время замечать и чувствовать красоту его художественной формы.
Используя в своих пояснениях отдельные строчки из сказки (рассказа, воспитатель выделяет их интонационно, привлекая внимание детей к языку художественного произведения.
Наши дети знают и любят сказки. Для этого мы знакомим детей с новыми программными сказками; рассказываем им уже знакомые произведения; устраиваем драматизации небольших отрывков из сказок, поощряя попытки детей играть роли, а не просто проговаривать слова; сочиняем свои концовки к сказкам.
Дети старшей группы способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь. Читаем детям каждый день. После чтения сказки проводим её анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать её содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились им.
Например, после рассказывания сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» спрашиваем: «Что я вам рассказала? Почему вы думаете, что это сказка? О чём в ней рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается. Кто из вас запомнил песенку козлёночка и ответ Алёнушки и может повторить их? Какие слова вам особенно запомнились?»
Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характера героев сказки, средств её художественной выразительности.
При ознакомлении детей с жанром рассказа проводим такой анализ произведения, который раскрывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает детское внимание на слова, какими автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предложенные после чтения рассказа, помогают выяснить и понимание основного содержания, и умение оценивать действия и поступки героев.
Особое внимание на восприятие литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы обращаем при чтении стихотворений и заучивании их наизусть.
Стихотворения читаем не по книге, а наизусть, чтобы дети поняли выразительность интонаций, ритм, размер. После чтения проводим беседу, выясняющую, правильно ли оно понято.
После беседы читаем стихотворение ещё раз (если длинное два раза) и даём установку на запоминание, так дети уже усвоили его содержание, прочувствовали художественную форму, запомнили отдельные слова и выражения. Решает, кого из детей лучше вызвать: тех, кто хорошо запоминает текст, или наоборот. Это зависит от содержания стихотворения, его объёма и от конкретных задач данного занятия.
После проведения в группе беседы с детьми, которая даёт возможность нам оценить, насколько понятно содержание художественного произведения, продолжаем обсуждение книги, но уже в форме игры - беседы с её персонажами. Такая игра – беседа проводится сразу же после чтения, пока свежи непосредственные детские впечатления.
Куклы здороваются с ребятами и спрашивают, узнали ли их дети. Затем куклы спрашивают у детей, кто им больше нравиться и почему. Здесь надо ответить, как можно большему числу детей с самыми различными мнениями. Постепенно куклы – персонажи затрагивают проблемы, являющиеся актуальными для всей группы или для отдельных ребят.
Своеобразие системы работы в нашем детском саду в том, что прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный вкус, мы используем разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, общественностью (литературные конкурсы, посещение библиотек, проектную деятельность, так, как только кропотливая совместная работа, усилия взрослых, окружающих детей, смогут приобщить детей к чтению книг. Методы и формы мы можете увидеть на слайдах.
Система работы по чтению художественной литературы детям с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет:
1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;
2) создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
Таким образом, важно признать процесс чтения художественной литературы определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.