Елена Васькович
«Чтение художественной литературы — средство воспитания нравственных чувств детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности.
В 4–5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.
Публикация «„Чтение художественной литературы — средство воспитания нравственных чувств детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.
В возрасте 3–7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях.
В дошкольном возрасте у детей активно развивают интерес и любовь к художественной литературе. Значительно усложняются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни с произведениями различных жанров.
В группе преобладает средний уровень готовности к формированию нравственной культуры личности дошкольников. А это значит, что в воспитательном и образовательном процессе детского сада необходимо создавать педагогические условия для нравственного воспитания дошкольников, основой которого могут стать произведения художественной литературы.
Цель
Формирование положительного отношения к художественной литературе в условиях обогащения предметно-развивающей среды.
Задачи:
1. Определить особенности нравственного воспитания детей.
2. Обосновать использование художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников среднего возраста.
3. Провести практическую работу по определению влияния произведений художественной литературы на нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Я изучила литературу по данному вопросу и выделила для себя следующие аспекты.
Что такое нравственные чувства?
Нравственными называются чувства, которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям общественной морали.
Основная мысль, идея сказки выражена с помощью метода «активной наглядности». Герои, являющиеся выразителями идеи, представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный, и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны
Важно, что сказка не дает прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.
Этапы работы:
1 этап - Констатирующий.
2 этап работы – Формирующий
3 этап работы – Контрольный
1 этап - Констатирующий.
Правильная организация предметной среды и умелое включение ребенка в процесс активного взаимодействия с окружающим предметным миром составляет важную сторону педагогической работы в детском саду. На данном этапе была создана оптимальная предметно – развивающая среда.
Имеется литературно - художественный центр.
Книги
Оборудование для театрализации и драматизации: ширма, фланелеграф, костюмы для ряженья, разные виды театров (настольный, варежковый, пальчиковый, бибабо)
Дидактические игры литературного содержания, с грамматическим содержанием.
Фонотека
3. Разработаны интегрированные тематические занятия.
2этап работы – Формирующий
Цель: планирование и разработка содержания предстоящей работы по формированию у детей нравственных чувств посредством чтения художественнолй литературы.
Эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Эмоциональное развитие ребенка тесно связано с социальными навыками.
Главное направление работы по нравственному воспитанию заключается в том, чтобы придать отношениям положительный, гуманистический характер, постепенно сделать нравственные тенденции преобладающими в его отношениях к окружающему миру.
Разработана тематика нод, связанных с тематическим планированием.
Можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует нравственному воспитанию детей.
Во время чтения художественных произведений в соответствии с программой воспитанников знакомят с различными сказками. В их числе русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «У страха глаза велики», «Заяц-хваста», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сказки Пушкина; сказки народов мира «Фея» (французская). «Три поросенка» (английская, «У солнышка в гостях» (словацкая, а также авторские: «Бременские музыканты» Бр. Гримм, «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева.
Таким образом, беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей целостности.
Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам.
1. Вопросы. Они должны быть разнообразными, но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.
– Какая лиса в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»? – спрашивает педагог.
– Хитрая, умная, жестокая, – говорят дети.
– И только-то? – удивляется педагог и зачитывает отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымазав голову тестом, дурачит волка-простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.
Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» – добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.
2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.
Демонстрация рисунков. Например, воспитатель показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?» (занятие по сказке «Хаврошечка»). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Педагог в подтверждение их слов зачитывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим – с волшебной яблоней.
С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.
3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?» и т. п.).
В свободное от занятий время дошкольникам предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета.
1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.
2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.
3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее?»
4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны–сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» – со слов «сядут за стол – не нахвалятся» и др.
Чтобы дети хорошо знали содержание художественных произведений, и для воспитания любви к ним, использую такие формы работы со сказками:
• Рассказ знакомой сказки по кругу.
• Театрализация сказки
• (по аналогии).
• Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (бумага).
• Узнай сказку по песенке героев
• Продолжи сказку
• Придумывание на основе сюжета хороводной игры.
Театрализация сказки на интегрированном занятии помогла вспомнить ее содержание, привлечь внимание детей к ее героям, к их эмоциональным состояниям, передать их с помощью мимики. Далее в форме беседы на основе содержания сказки решались вопросы ознакомления детей с понятием семья, их взаимоотношением, за примерами обращаюсь к опыту детей.
Данная тема нашла продолжение на занятии по художественному творчеству. Перед детьми была поставлена проблема: скоро праздник «День матери». Ребята вспомнили, что к праздникам дарят подарки, дарят радость. Я подвела их к мысли, что мы тоже можем сделать подарки. На что они откликнулись с огромным удовольствием. Но дети вспомнили, что в семье есть папа, брат, сестра, бабушки, дедушки. И вне занятия в самостоятельной деятельности дети сделали подарки: наклеили салфетки, нарисовали рисунки, слепили поделку.
Важным средством воспитания является игра. На занятиях я использую много игровых упражнений. Например, игра «Хорошо - плохо». Цель данной игры: закрепление понятий о хороших и плохих поступках, формирование умения использовать мимику для выражения эмоций.
Для решения проблемных ситуаций, конфликтов, возникающих в жизни детей, использую режиссерские игры, приобщаю детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них. Таким образом, формирую и закрепляю понятие о нравственных поступках детей.