Ольга Яковлева
Конспект занятия «Число 0. Цифра 0» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Закрепить представления о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9.
• Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам и наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам.
• Воспитать интерес к математическим знаниям: старательность, привычку к точности, умение контролировать свои действия, активность, самостоятельность.
Материалы к занятию :
• числовой демонстрационный отрезок;
Публикация «Конспект занятия „Число 0, Цифра 0“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 0 (ноль)
- Темочки
• демонстрационные таблицы для закрепления знания состава чисел в пределах 9;
• картинки к логическим задачам.
Раздаточный материал:
• геометрические фигуры (1-зеленая, 2-фиолетовых, 3-синих, 8-оранжевых);
• модели "мешков" на каждого ребенка;
• линейки;
• цветные карандаши;
• цифры карточки 0 - 9;
• модели мячей (1- большой и маленькие - красный, синий, желтый, зеленый).
Предварительная работа:
• Индивидуальная работа с Афоней К., Полиной Д., Вероникой В., Денисом В., Женей П., Колей Ф.
• Рассматривание в рабочей тетради заданий.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с числом и цифрой "0". А для начала давайте поиграем в игру "Вспомни сказку".
Хотите отдохнуть за городом? Сначала вспомним сказку "Жили-были дед да баба и была у них курочка Ряба". Что было дальше? (Дети рассказывают сказку до конца).
Сколько золотых яиц осталось у деда с бабкой? (Нисколько, ноль)
Как это записать? Какая цифра обозначает, что нет ни одного предмета? Покажите ее движением руки. (Цифра 0)
Покажите число 0 на числовом отрезке.
Что можно поставить вместо знака вопроса 0? 0 ?
Воспитатель: Молодцы! Сейчас вам расскажу историю о том, как в гости к дедушке и бабушке в деревню приехали из города их внуки. Им было очень интересно посмотреть на домашних животных - побывать на скотном дворе, погулять по лесу, сходить на рыбалку. Эти дети живут в городе и о животных имеют почти такое же представление, как в шуточном стихотворении
Сколько рук у поросенка?
Сколько ласт у индюшонка?
Сколько гребней у гуся?
Сколько ног у карася?
А как бы вы ответили на этот вопрос? (Ни одного, нисколько, ноль)
Воспитатель: Давайте попробуем решить логические задачи. Для этого я выставлю картинки, а вы ответите на вопросы.
А) Два брата, Вова и Вася ловили рыбу. Не Вова поймал 3 рыбки. Как зовут брата, поймавшего 3 рыбки? Сколько рыб поймал Вова?
Б) Оля, Таня и Нина пошли по грибы. Таня нашла не 3 гриба и не 2 гриба. Оля нашла не 2 гриба. Сколько нашла Нина?
Обобщение
Воспитатель:
- Что обозначает число 0? Сколько это предметов? (Нисколько, ни одного)
- Где расположено число 0 на числовом отрезке (Слева в начале отсчета)
- Какие числа больше числа 0? (1, 2, 3, : - все числа)
- Какие числа меньше числа 0? (Таких чисел нет. Ноль самое маленькое число)
Воспитатель: Ребята, вы хорошо поработали. Теперь давайте поиграем.
Ходит по двору индюк (Руки на поясе, ходьба с высоким подниманием ног)
Полетел над полем жук (Взмахи руками)
По цветку ползет паук (Шаги с движением рук вперед и к груди)
Обломал он старый сук (Присесть, хлопок).
Воспитатель: Сейчас вы будете самостоятельно работать. (Дети работают с раздаточным материалом. Все действия дублируются на демонстрационной доске)
- Дедушка с бабушкой попросили детей сходить в магазин. Поможем им сделать покупки и все сосчитать?
А) 1+0=?
Положите в первый мешок 1 зеленый треугольник. Посмотрите на запись
• сколько фигур надо положить во второй мешок? (Нисколько)
• сложите все фигуры в общую сумку, в большой мешок. Сколько получится треугольников? (Один)
• дорисуй в тетради и допиши равенство (1+0=1)
Б) 0+2=?
Как вы будете рассуждать? В первом мешочке фигур нет - 0. Во втором мешочке
Два квадрата. Когда все сложим вместе, получим два квадрата: 0+2=2.
В) 3-0=?
Положите в первый мешок 3 синих кружочка. Сколько кружков надо отложить во второй мешок? (Нисколько, ни одного)
Сколько кружков останется? (3 кружка)
Дорисуйте и сделайте запись в тетрадях (3-0=3)
Г) 4-4=?
Расскажите и дорисуйте, что происходит в последнем задании (Было 4 треугольника. Взяли все 4 треугольника, в результате треугольников больше не осталось: 4-4=0)
Воспитатель: Давайте обобщим.
Что получается когда к числу прибавляем 0 или к 0 прибавляем число? (Получается то же самое число).
А когда отнимают это же число? (Получается 0).
Воспитатель: Дети решили поиграть "в школу". Поиграем вместе с ними? Рассказываю детям правила игры: каждый выбирает по собственному желанию одно из равенств и вставляет в него вместо звездочки "+" или "-". При этом может оказаться, что знак подобрать нельзя или что, наоборот, возможны различные варианты решения. Выигрывает тот, кого за отведенное время (2-3 мин.) правильно ответит на вопрос и обоснует его. Для выполнения задания можно использовать геометрические фигуры или числовой отрезок. Разбираю фронтально несколько похожих заданий, проиллюстрировав их с помощью фигур или числового отрезка.
Воспитатель: Все дети оказались победителями игры. Молодцы! А теперь покатаемся на лошадках:
Цок, цок, цок, цок
Я лошадка, серый бок!
Я копытами стучу,
Если хочешь прокачу!
Воспитатель: Ребята, давайте повторим.
1)
Дети вернулись и увидели, как дедушка во дворе выкладывал из плиток мозаику. Дети тоже выложили свои фигуры. Что они вам напоминают?
Каждая фигурка занимает определенную площадь. На глазок попробуй угадать у какой фигуры самая большая площадь? Самая маленькая?
А как можно проверить, верны ли ваши догадки? (Надо сосчитать сколько клеток в каждой фигуре)
Что вы заметили (Площадь у всех фигур одинаковая - по 9 клеточек)
Из каких трех чисел можно составить число 9?
(2, 4 и 3; 2, 5 и 2; 3, 5 и 1; 3, 3 и 3)
2)Дети очень любят играть. Для игры в мяч они просят раскрасить маленькие мячи так, чтобы большой мяч был между красным и синим, желтый слева от красного, но справа от зеленого. Какие мячи надо раскрасить - маленькие или большие? (маленькие мячи)
Это трудное задание. Чтобы не ошибиться, сначала разложим мячи в нужном порядке. Начнем с большого мяча: он должен быть между красным и синим маленькими мячами. Как это можно сделать? Дети раскладывают по разному.
Теперь положим желтый мяч так, чтобы он был слева от красного. В первом случае это можно сделать? А во втором? А теперь положите зеленый мяч так, чтобы желтый находился справа от зеленого.
А теперь раскрасьте так же маленькие мячи на картинке.
Воспитатель:
Ребята наше занятие подошло к концу.
Что вам понравилось больше всего во время нашей поездки в деревню?
Что интересного вы можете рассказать о числе 0?
Вы сегодня очень хорошо поработали! Молодцы!