Ольга Аксенова
Мобильная мини-лаборатория «Чемодан исследователя»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чемодан исследователя» - мобильная мини-лаборатория для организации деятельности по познавательному развитию детей дошкольного возраста посредством экспериментирования
Экспериментирование - один из эффективных способов познания мира. Главное достоинство этой деятельности в том, что она близка дошкольникам и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо познавательной деятельности, происходит развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений. Для детей эта деятельность особенно привлекательна, так как им присуще наглядно действенное и наглядно образное мышление - деятельность экспериментирования соответствует возрастным особенностям дошкольников. Методика проведения экспериментирования с пособием «Чемодан исследователя» не представляет особых сложностей. Эксперименты - не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. Деятельность проводится во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут, осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание. Занимательные опыты, эксперименты, проводимые с использованием пособия «Чемодан исследователя» побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал, используемый в работе, обеспечивает развитие двух типов активности: собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым.
Публикация «Мобильная мини-лаборатория „Чемодан исследователя“» размещена в разделах
Алгоритм подготовки к экспериментированию включает в себя:
• предварительную работу с детьми: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративных материалов;
• определение типа и вида тематики эксперимента;
• выбор цели и задач совместно с детьми;
• подготовку материалов и оборудования;
• повторение правил безопасного поведения при проведении эксперимента, опыта.
Формы работы, используемые при организации экспериментальной деятельности:
• совместная деятельность взрослого с детьми;
• самостоятельная деятельность детей;
• наблюдения в природе;
• рассматривание альбомов, познавательной литературы, фотографий;
• познавательные беседы по теме эксперимента;
• целевые экскурсии, прогулки.
Правила техники безопасности во время исследовательской деятельности с оборудованием мини-лаборатории.
1. Деятельность осуществляется под наблюдением взрослого.
2. Вещества для проведения эксперимента берутся только специальной ложкой.
3. Запрещается брать грязные руки в рот, трогать руками глаза.
4. При проведении экспериментов и опытов разрешается брать только нужный для работы материал.
5. Материалы мини-лаборатории не использовать для игры.
6. Пробовать что-то на вкус только с разрешения воспитателя.
7. Работать с «грязными» материалами только на подносе или клеенке.
8. Все материалы после работы убрать на место.
Методика проведения экспериментальной деятельности с использованием мини-лаборатории
Подготовка к проведению запланированных экспериментов и опытов начинается с:
• определения дидактических задач;
• выбора объекта, соответствующего требованиям;
• предъявления детям цели или задачи в адекватной для возраста детей форме;
• обсуждение с детьми хода эксперимента;
на заключительном этапе происходит подведение итогов и формирование выводов. Взрослому необходимо:
1. Учитывать структуру проведения эксперимента или опыта:
• поставить познавательную задачу;
• продумать методику эксперимента;
• выдвинуть предположения, отобрать способы проверки, предложенные детьми;
• спрогнозировать результаты эксперимента;
• соблюсти правила безопасности;
• обеспечить выполнение работы, подведение итогов и формулирование выводов;
• продумать способ фиксации результата;
• провести вместе с детьми анализ поученных данных и составить словесный отчет об увиденном.
2. Использовать основные методы и приемы при обучении детей экспериментированию:
• эвристические беседы;
• постановка и решение вопросов проблемного характера;
• наблюдения, опыты;
• моделирование (создание моделей изменений в неживой природе);
• фиксация результатов;
• «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
• подражанием голосам и звукам природы;
• использование художественного слова;
• использование дидактических игр и обучающих ситуаций;
• использование трудовых поручений и действий.
3. Формировать содержания «чемодана» с учетом возраста
• прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и объема;
• мерные ложки, мензурки, сита, воронки разного размера и материала;
• резиновые и силиконовые груши разного размера;
• пипетки с закругленными концами, пластиковые шприцы без игл;
• гибкие пластиковые и силиконовые шланги и трубочки;
• гигиенически безопасные пищевые красители;
• растворимые ароматические вещества, продукты питания;
• природный материал (камни, ракушки, шишки, желуди, орехи, семена и др.);
• бросовый материал;
• магниты, увеличительные стекла, линейки, часы, мельницы;
• дидактический материал: карточки, картотеки, схемы, иллюстративный материал.