Юлия Скиба
Урок литературы в 5 классе «Человек и природа, или Уроки мудрости и доброты» по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка урока литературы для 5 класса по теме :
«Человек и природа, или уроки мудрости и доброты»
по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
Учитель: Скиба Ю. А.
2019-2020
Публикация «Урок литературы в 5 классе „Человек и природа, или Уроки мудрости и доброты“ по рассказу В, П, Астафьева „Васюткино озеро“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Литература. Уроки литературы
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
Тема: Урок – исследование «Человек и природа, или уроки мудрости и доброты в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
Цели деятельности учителя: Образовательные Обучать анализу прозаического текста.
Освоить литературоведческие понятия : «автобиографическое произведение», «характер литературного героя».
Развивающие Развивать навык устного словесного рисования.
Воспитательные Воспитание мужества, терпения, находчивости, самостоятельности, ответственности на примере поступков героя; нравственной стойкости в преодолении жизненных испытаний.
Воспитание доброго, мудрого отношения к природе.
Планируемые результаты: Предметные: Знать содержание рассказа и понимать его проблемы;
Определять художественное значение пейзажных элементов сюжета, смысл названия произведения, характеризовать героя через осмысление его поведения.
Метапредметные Познавательные Умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, делать умозаключения;
Умение применять знания в социальной практике.
Коммуникативные умение отвечать на проблемный вопрос с обоснованием точки зрения;
умение формулировать вопрос в процессе обсуждения проблемы;
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей;
умение работать в группе;
Регулятивные самостоятельная постановка целей урока;
выбор путей достижения целей;
оценка результатов собственной деятельности.
Личностные: осознание своей роли в работе группы;
понимание необходимости владеть знаниями по теме урока; потребность в получении знаний по теме урока
Ресурсы
реализации: Нормативный Рабочая программа
Информационно-методический учебник
портрет писателя
читательский словарь и эпиграф урока
презентация
рисунки учащихся к рассказу
реквизит к сценкам
карточки с заданиями для работы в группах
Материально-технический Компьютер, проектор
Проектная деятельность Демонстрация эпизода через инсценировку фрагмента текста.
Концепция урока
Рассказ «Васюткино озеро» раскрывает незаурядные способности человека в экстремальных обстоятельствах, важную роль человеческого опыта в подготовке к трудностям жизни, умение сохранить в себе человека, воспитывает самостоятельность, ответственность, доброе и мудрое отношение к природе.
Урок литературы по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро» разработан на основе требований ФГОС, предполагающих развивать умение самостоятельно формулировать цели и планировать способы их достижения, а также осуществлять учебные действия и применять различные формы самоконтроля и рефлексии.
Ученики самостоятельно формулируют цели урока, опираясь на ключевое понятие его темы – «открытие».
В контексте словарной работы они осваивают также литературоведческое понятие «автобиографическое произведение», которое вводится в процессе знакомства с автобиографическими обстоятельствами творческой истории рассказа «Васюткино озеро».
Поисковая деятельность в группах осуществляется на основе карточек и дублирующими вопросами-помощниками, приводящими к выводу о том, что Васюткино озеро – далеко не главное открытие героя, что самым главным его достижением стал опыт выживания в суровых условиях дикой природы. Чтобы прийти к этому выводу, нужно соотнести в тексте рассказа события и поступки героя, сделать выводы о характере мальчика, проявившего свои лучшие качества. Одно из заданий является творческим и развивающим речь.
Опасность свести урок литературы только к проблемам выживания предупреждена вниманием к художественным достоинствам произведения, в частности, к наблюдениям над описаниями природы, осознанием их значения для понимания философской идеи рассказа : природу надо не только знать, но уважать и любить. Природа помогает мудрым, смелым и добрым.
Группы сотрудничают в процессе урока, так как они не отчитываются по очереди, а отвечают на близкие, взаимодополняющие вопросы: таким образом, возникает диалог, позволяющий высказаться не только лидеру группы, но и каждому ученику и, главное, выразить свою точку зрения, «вжиться в ситуацию».
Деятельностный подход выражается в разрешении сложных жизненных ситуаций. Ученики должны найти выход из трудного положения для Васютки, помочь ему, в том числе и тогда, когда он попадает в ситуацию нравственного выбора.
Презентация создаёт видеоряд, сопровождая этапы урока и организуя его работу.
Эпиграф урока : «Природа – не только источник жизни. Она воспитатель души». В. П. Астафьев.
Словарь читательский впечатление (опорные конструкции для рефлексивного анализа)
Мне было страшно, когда Васютка …
Я переживал, потому что …
Если бы я оказался в такой ситуации …
Не каждый сумел бы…
Самый волнующий момент рассказа – это …
Меня восхищает в Васютке …
А ведь Васютка мог…
План – конспект урока.
I. Организационный момент.
Эпиграфом урока служат слова В. П. Астафьева : «Природа – не только источник жизни. Она воспитатель души».
II. Сообщение цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну литературы. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять задания в группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.
Кто сможет назвать цели урока?
Мы будем учиться анализу прозаического текста.
Нам нужно развивать навык устного словесного рисования.
Нам нужно воспитать в себе доброе, мудрое отношение к природе.
III. Введение в тему. Вступительное слово учителя.
Виктор Петрович Астафьев говорил : «Я твёрдо знаю – заставили писать меня книги и жизнь». Думал он, думал, и вышло, что ему надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и о прочей родне. Они были интересны ему и любимы им такими, какие они есть на самом деле. В основе рассказа «Васюткино озеро» лежит история его собственной жизни, т. е автор поставил героя в ситуацию, в которой оказался он сам.
Значит это рассказ не о себе, т. к. автор наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называется автобиографичным. Мужество, терпение, любовь к природе, находчивость главного героя, поведение Васютки в лесу, открытие нового озера, становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций – всё это мы находим на страницах рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
IV. Анализ прозаического текста. Выборочное чтение и краткий пересказ текста, инсценировка.
Сегодня работаем в группах.
1 группа – аналитики. Задание. 1)Как и почему человек должен относиться к природе?
2) Какие качества помогли Васютке выбраться к реке?
2 группа – эксперты. Задача: комментарий текста.
3 группа – покажет умение ориентироваться в тексте.
Чтение первого абзаца.
Рассмотрите рисунок на слайде. Что на нём изображено? (На рисунке изображена река, рыбаки.) Устно проиллюстрируйте эту ситуацию. Слушаем 1 группу (инсценировка №1) Дед Афанасий.
Нету нам нынче фарту. Оскудел батюшко Енисей. Раньше жили как бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы, да моторки всю живность распугали. Придёт время ерши да пескари и те переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать.
Отец Васютки.
Шабаш ребята! Больше кочевать не будем. Так, без толку, можно и до Карского моря дойти.
Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.
Для рыболовецкой бригады Григория Шадрина наступил перерыв в работе, т. к. плохо стала ловиться рыба: ушла в глубину. Лов был спокойный, и рыбаки ремонтировали снасти и отдыхали. Вечером они сходились в избушке и щёлкали орехи.
Проиллюстрируйте отрывок о том, кто снабжал орехами рыбаков. Слушаем 1 группу (инсценировка №2)
Мать.
К учению надо готовиться, аты в лесу пропадаешь.
Васютка.
Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать?
Мать.
Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь. Хлеба взял ли с собой?
Васютка.
Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.
Мать.
Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено. Таков старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички.
Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.
И вот однажды Васютка, как всегда, собрался в лес. Получив от матери краюшку хлеба и наказ не отходить от зарубов, отправился в лес.
Найдите отрывок в котором говорится о том, как Васютка следил за затесями. Слушаем 3 группу.
Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.
Как же развивались события? Мальчик собирал орехи и, забравшись на дерево, увидел глухаря, попытался взять его без собаки, но ему не удалось. Он только ранил птицу. Глухарь уходил, а Васютка бросился за ним.
Найдите отрывок в котором говорится о том, как Васютка понял, что ушёл в глубь тайги. Слушаем 3 группу.
Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.
Васютка долго шёл, но не находил затесей. Заметив беспощадную муху в паутине, понял, что так же не выберется, как эта муха, потому что заблудился.
Какие чувства переполняли Васютку после осознания того, что он заблудился. Слушаем 3 группу.
Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, как Васютка приготовился к ужину, а, съев свою первую добычу, лёг спать. Слушаем 3 группу.
Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод. Васютка остро почувствовал одиночество, когда лёг. Было очень жутко. Показалось, что очень кто-то страшный рядом с ним. Проверил и увидел огромный корень – выворотень. Васютка влез на дерево, чтобы отыскать светлую полоску лиственного леса, отчаяние охватили мальчика. Он решил пойти строго на север, потому что там кончится тайга и начнётся тундра.
Прочтите отрывок который можно озаглавить «На пути к озеру». Слушаем 3 группу
Что поразило мальчика на озере? Слушаем 3 группу.
Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.
Васютку мучила мысль откуда в озере белая рыба, которая живёт только в проточной воде. Утром, не обнаружив в воде убитой утки, юный охотник пробрался вдоль берега, и перед ним открылось озеро с огромным количеством рыбы. Обнаружив, что озеро проточное, Васютка вышел к Енисею, где его подобрал бот и доставил домой. Поведав об озере своей семье, Васютка показал дорогу к озеру, которое назвали его именем.
Фронтальный опрос в форме разгадывания кроссворда.
По горизонтали.
Почему стала плохо ловиться рыба? (Из-за дождей поднялся уровень воды).
Чем снабжал Васютка рыбаков? (Кедровыми орешками) орехи.
Какую птицу первой увидел Васютка? (Кедровку).
О чём пожалел мальчик после того как зажарил глухаря? (Не взял соль).
По каким приметам мальчик определил, что выходит к воде? (На пути стала попадаться трава).
За чем наблюдал Васютка, ночуя у озера (За приметами).
Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу? (В озёрах «благородная» рыба не водилась) – из осетровых.
Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать? (Учительницу).
В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру? (В хвастовстве).
По вертикали.
На какой реке происходили события? (На реке Енисей).
Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба? (Таков старинный порядок).
Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря? (Он подражал собаке).
Когда Васютка понял, что он заблудился? (Увидел муху в сетях паука).
Как Васютка выбрался к реке? (Он догадался, что озеро проточное).
Что ел Васютка, находясь в тёплом кубрике (Хлеб с вяленой осетриной) .
Творческое задание. Проверка работы группы аналитиков.
Как и почему человек должен относиться к природе?
Васютка убивал дичь, как любой охотник, чтобы прокормиться. Но в то же время он воспринимал животных как равных, сердился на них, разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней.
Какие качества помогли Васютке выбраться к реке?
Смекалка, сноровка и вера в себя помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях. Васютка постоянно размышлял. У него пытливый ум – это оказывается решающим вегопутеществии.
V. Тест.
Что помогло Васютке спастись?
Какими знаниями и умениями он владел?
Откуда берёт знания?
Как получил эти знания?
Сколько дней провёл Васютка в тайге?
а) Народные приметы; умение развести костёр; подстрелить, разделать и запечь птицу.
б) Общение со взрослыми и чтение книг.
в) Знание леса, умение выжить в тайге.
г) Из памяти.
д) Четыре дня.
Ответы: 1 – в, 2 – а,3 – г,4 – б, 5 – д
VI. Рефлексия.
1. Используя конструкции для анализа, сделайте вывод и оцените свою работу на уроке.
Мне было страшно, когда Васютка …
Я переживал, потому что …
Если бы я оказался в такой ситуации …
Не каждый сумел бы…
Самый волнующий момент рассказа – это …
Меня восхищает в Васютке …
А ведь Васютка мог…
Итоговое слово учителя.
Память о традициях стала для Васютки спасительным кругом. Воспользовшись им, он делает свою памятную зарубку: открывает озеро.
Домашнее задание.
Ответьте на вопрос Как и почему человек должен относиться к природе? Какие качества помогли Васютке выбраться к реке?
Технологическая карта урока
Этап урока и его цель Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
Познавательные Коммуникативные Регулятивные
Организационный:
Познакомить с темой урока, настроить на работу и восприятие темы. Объявление темы урока Запись темы урока Выделение ключевых слов темы урока или изображение её в графическом виде Комментарий темы как форма её осмысления («про себя» или в общении с товарищем)
Актуализация знаний: выявление уровня читательского восприятия; пробуждение читательского интереса как подготовка к осознанию темы Беседа о писателе и истории создания рассказа на основе опережающего
домашнего задания. Участие в диалоге, читательские высказывания Умение выделять главную информацию из прочитанной статьи учебника о писателе; Определение понятий «автобиографический». Осознанное использование речевых средств для выражения своих чувств и мыслей;
Целеполагание:
Обучение постановке целей Помощь в определении целей урока Постановка целей и формулировка проблемного вопроса урока «Что стало главным открытием для Васютки?» Умение устанавливать причинно-следственные связи Умение формулировать проблему в форме вопроса Самостоятельная постановка целей и способов их достижения
Словарная работа: собрать значения слова «выжить», учитывая метафорические смыслы этого слова Работа со словарём Умение работать со словарём
Поисково-аналитическая работа с текстом произведения: получение первого опыта анализа художественного текста Организация деятельности групп на основе карточек с вопросами-помощниками. Консультация в ходе работы группы Работа в группах Составление рабочего опорного конспекта с отражением результатов (выводов)
читательского поиска (фишбоун) Работа в группе, умение согласовывать свои действия;
Владение устной речью в процессе отчёта о результатах поиска Самоконтроль в процессе достижения поставленной цели
Принятие решения и осуществление осознанного выбора
Закрепление на основе погружения в аналогичную жизненную ситуацию: осознание значимости опыта Васютки в разрешении проблемных ситуаций Моделирование жизненной ситуации, требующей принятия самостоятельных решений. (Возможно, в соавторстве с одной из групп) 1. Работа в группах по поиску для Васютки выхода из трудного положения – по предложенным ситуациям.
2. Составление сюжета одного из новых продолжений рассказа (возм., инд. задания) Составление «плана действий» для Васютки, оказавшемся в другой ситуации (анализ возможных «вариантов» событий рассказа)
Рефлексия: организация анализа урока и своего восприятия урока Заполнение оценочного листа
(«древо познания») Организация рефлексивного анализа Развёрнутое высказывание о содержании и качестве урока, своём участии в его работе Осуществление оценки качества полученных на уроке знаний в соответствии с поставленной целью