Ольга Сахарова
«Чье ты носишь имя, улица моя?» Из опыта работы по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интереса у старших дошкольников к познанию своей малой родины – одно из важнейших условий формирования нравственно-патриотических чувств. В связи с этим, знакомство с улицами родного города, особенно с теми, на которых проживают дети, так называемыми «родными» улицами, очень важно в становлении у них таких нравственных чувств как гражданственность, любовь к родному городу, чувство сопричастности к тому, что их окружает.
Публикация «„Чье ты носишь имя, улица моя?“ Из опыта работы по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Я и мое имя, имена
- Темочки
Проводя работу в данном направлении, мы – педагоги дошкольных образовательных учреждений, зачастую сталкиваемся с проблемой дефицита материалов об улицах города. Хорошо, если они имеют богатую историю своего существования – знаменитых людей, в честь которых названы, интересные объекты, памятники и т. д. А если это микрорайон небольшого районного города или его окраина? Как заинтересовать детей, что интересного можно рассказать, чтобы вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка?
Небольшой наш микрорайон, в народе именуемый Завокзальным, имеет всего девять коротких улочек. Когда-то два его завода – кирпичный и авторемонтный были известны во всей Вологодской области и за её пределами. Сейчас они тихо доживают свой век. Кроме них здесь существуют несколько небольших частных предприятий, ряд магазинчиков и (что очень хорошо) Физкультурно-оздоровительный комплекс и детский клуб «Салют».
Однако, какие бы изменения ни происходили за последние годы в стране и обществе, информацию о родном городе детям мы должны давать с привлекательной стороны, акцентируя их внимание на лучших его особенностях, что сохранились и создаются заново.
Планируя работу по ознакомлению с улицами родного микрорайона, я решила особое внимание уделить их названиям. Ведь зачастую в названии улицы, как в капле воды, отражены очень многие события, происходящие как в стране, так и в самом городе.
Данная работа включает в себя следующие задачи:
1. Расширение знаний детей об улицах микрорайона, их названиях, объектах, расположенных на них
2. Стимулирование познавательного интереса к добыванию информации.
3. Развитие творческих способностей детей:
- умение рассказывать о своём доме, дворе, улице;
- умение подбирать соответствующий символ к названию улицы, делать им пометки на карте;
- умение выстраивать логическую цепочку дом-улица-микрорайон-город.
4. Знакомство с понятием «малая родина».
5. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному дому, улице, городу, в котором живёшь.
На тот период наш детский сад работал над реализацией программы «Развитие», в задачи которой входит развитие у дошкольников сенсорных способностей и усвоение символов, а также развитие способностей к наглядному моделированию. Одним из разделов данной программы является «Ознакомление с пространственными отношениями», где уже в старшей группе дети учатся работать с планом открытой местности и с картой. Поэтому, для поддержания у детей интереса и лучшего усвоения материала о родном микрорайоне, мною было задумано создание карты-схемы микрорайона, на которой названия улиц могут быть представлены в виде символов.
При изготовлении карты старалась следовать следующим требованиям:
• карта должна отражать картину окружающего мира и быть доступной пониманию детей;
• пополнять знания детей о родном микрорайоне;
• способствовать развитию творческих и логических способностей;
• иметь дальнейшее применение в играх и на занятиях по ознакомлению с пространственными отношениями;
• материалы для её изготовления должны быть прочными, красочными и отвечать гигиеническим требованиям.
Карту-схему микрорайона нарисовала на большом листе картона, по возможности стараясь скопировать увеличенную копию из карты города.
Познакомив детей с картой города, обратила их внимание на то, что все улицы подписаны, а наиболее значимые объекты отмечены условными обозначениями. Это необходимо для того, чтобы людям было удобнее находить интересующие их объекты.
Затем я показала детям местонахождение на карте города нашего микрорайона: где изображены улицы, на которых живут многие из них, дома, различные объекты – магазины, детские сады, заводы и т. д. «Это наш микрорайон. Микрорайон – это часть города. От основного города наш микрорайон отделяют железная дорога и вокзал. В нём девять улиц – Рабочая, Заводская, Мира, Юбилейная, Дружбы, Строителей, Новая и Завокзальные Первая и Вторая».
Карта-схема микрорайона
Далее перед детьми был поставлен вопрос: «Как же вы будете ориентироваться на нашей карте, ведь ещё не все из вас умеют читать?». Дети предложили ряд вариантов – можно спросить у воспитателя, можно попросить прочитать название улицы детей, уже умеющих читать, а можно как-нибудь пометить, например, картинкой. И пусть у каждой улицы будет своя картинка. Таким образом, мы с детьми пришли к решению подобрать для каждой улицы микрорайона символ её названия.
Поместили карту в уголке родного края и приступили к созданию символов названий улиц. Для этого был спланирован цикл познавательных бесед с детьми под общим названием «Чьё ты носишь имя, улица моя?». Планируя данные беседы, подбирая информацию, необходимую для знакомства детей с особенностями названия той или иной улицы, учитывала следующие принципы:
1. Принцип историзма. Не называть дат – описываемые явления сводятся к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
2. Принцип гуманизации. Умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения.
3. Принцип дифференциации. Создание условий для самореализации каждого ребёнка с учётом его возраста и накопленного им опыта.
4. Принцип интегративности. Сотрудничество с семьёй, музеем, библиотекой и т. д.
Для себя определила задачу – не только обогатить знания детей о родных улицах, но и подвести их к осознанному выбору символов, пониманию того, что в названии каждой улицы отражена история города, его жителей, события, происходящие в стране, а так же связь с объектом, расположенным на данной улице.
Каждой беседе с выбором символа названия улицы обязательно предшествовала предварительная работа, прежде всего повышающая познавательную и эмоциональную активность детей. Это:
• пешеходные прогулки по улицам микрорайона;
• экскурсии в музей, на завод, в библиотеку, к строящимся объектам, на железнодорожный вокзал и т. д. ;
• встречи с интересными людьми;
• обращение к литературным источникам – книгам, газетным статьям, альбомам, фотоиллюстрациям, словарям;
• рассказы воспитателей об истории возникновения улицы, о наиболее значимых объектах микрорайона;
• творческие задания на дом, поиск информации детьми;
• знакомство с произведениями поэтов и писателей-грязовчан о родном городе;
• изготовление макетов домов и транспорта из бросового материала;
• сюжетно-ролевые, развивающие, конструктивные игры, игры с правилами.
Дети знают, что наш детский сад находится на улице Рабочей. Поэтому, первая беседа была посвящена именно этой улице. Я познакомила детей с историей возникновения улицы Рабочей, о том, что она застраивалась первой, и селились на ней рабочие кирпичного завода. Дети уже бывали на экскурсии здесь и знают, что основная продукция, которая выпускается заводом – это кирпич. И не случайно, что именно его они и предложили выбрать символом улицы Рабочей.
Дети рисовали в кружочках изображение кирпича, затем мы решили выбрать самый удачный рисунок, чтобы пометить им название улицы на карте микрорайона.
В результате нашей с детьми работы символом улицы Юбилейной стал флажок, Мира – голубь, посланник мира, улицы Заводской – изображение автомобиля, как причастности к авторемонтному заводу, расположенному здесь. Символом улицы Дружба – цветок, т. к. дети решили, что в знак дружбы и хорошего расположения люди дарят друг другу цветы или подарки и т. д.
Символы названий улиц микрорайона
Работа по выбору символов проводилась в свободное от занятий время – в вечерние часы, во время и после экскурсий по микрорайону, на прогулках. Для пометок наиболее значимых объектов микрорайона: заводов, детских садов, магазинов, библиотеки, почты, Физкультурно-оздоровительного комплекса, вокзала мы так же изготовили условные обозначения, изображения которых взяли из карты города. К некоторым объектам мы совершали пешеходные прогулки, рассматривали фотографии, составляли описательные рассказы и в ходе нашей работы отмечали данные объекты на карте.
Примерное планирование беседы с выбором символа названия улицы Юбилейной.
Содержание беседы:
1. Рассматривание карт Вологодской области, нахождение на них улиц с аналогичным названием.
2. Нахождение улицы Юбилейной на карте-схеме микрорайона.
3. Что такое юбилей? Бывают ли юбилеи улиц, городов, предприятий и т. д. Рассказ воспитателя.
4. Рассказы детей из личного опыта «Праздник Дня города в Грязовце».
5. Выбор символа названия улицы, его рисование, пометка улицы символом названия на карте.
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности:
1. Пешеходная прогулка по улице Юбилейной.
2. Экскурсия в краеведческий музей на выставку «Городу Грязовцу 225 лет».
3. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Мир взрослых и детей».
4. Рисование на тему «День города». Оформление выставки рисунков.
В результате наша карта превратилась в настоящее пособие для игр. Вот названия некоторых развивающих игр, в которых мы используем карту-схему микрорайона и символы названий улиц : «Назови улицу», «Назови дом», «Секретики», «Где мы были, мы покажем…», «Автолюбители», «Где чей дом», «Игра-путешествие на воздушном шаре» с картой и т. д. Так же детям очень полюбилась игра «Дорожки», где с помощью символов названий улиц они выкладывают свою дорогу в детский сад, друг другу в гости, в библиотеку, магазин и т. д. Играя, дети называют улицы, по которым идут, различные объекты, показывают их на карте, рассказывают о них.
Карта-схема микрорайона с символами названий улиц и условными обозначениями наиболее значимых объектов микрорайона.
Игра «Назови улицу»
Цель:
- учить детей ориентироваться на карте, соотносить символичные изображения с названием той или иной улицы.
Материал: карта-схема микрорайона, жетоны с символами названий улиц.
Ход игры: Воспитатель делает пометку какой-либо улицы на карте-схеме микрорайона жетоном с символом её названия и предлагает детям назвать её. Аналогично проводятся игры «Назови дом», «Назови объект».
Игра «Где чей дом?.»
Цель:
- учить детей ориентироваться на карте, соотносить изображённое на ней с реальными объектами;
- развивать умение рассказывать о своём доме, дворе, улице;
- развивать память, мышление.
Материал: карта-схема микрорайона, символы названий улиц и объектов, флажки или указка.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку найти на карте его дом и отметить флажком. Рассказать, на какой именно он находится улице и какие объекты расположены рядом с домом. Отметить их карточками-символами. Описать внешний вид дома, двора.
Игра «Дорожки»
Цель:
- учить детей «читать» символичные изображения названий улиц и объектов;
- развивать память, воображение и мышление.
Материал: «дорожки» - полоски цветного картона размером 7*30 см., жетоны с символами названий улиц и условными обозначениями объектов микрорайона.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям с помощью символичных изображений выложить на дорожках путь следования «Из дома в детский сад», «В гости к другу», «Из дома в магазин» и т. д.
Игра «Секретики»
Цель:
- учить детей по символичным изображениям находить на карте улицу или объект.
Материал: карта-схема микрорайона с расположенными на ней символами названий улиц и условными обозначениями объектов, флажок.
Ход игры: Воспитатель отмечает место на карте красным флажком и сообщает детям «Здесь находится мой «секретик». Дети должны, «читая» символы и условные обозначения, назвать улицу и объект или дом, где находится «секретик».
Игра «Где мы были, мы покажем…»
Цель:
- развивать у детей память, воображение;
- учить показывать на карте маршрут, по которому следовали, называя улицы и объекты;
- составлять творческие рассказы из личного опыта.
Материал: карта-схема микрорайона, жетоны с символами названий улиц и условных обозначенными обозначениями объектов, указка.
Ход игры: Воспитатель: «Ребята, я знаю, что вчера вы с Любовью Юрьевной на кружке юных туристят ходили на экскурсию в лес (в поле, на пруд и т. д.). Расскажите мне, где вы были. Каким следовали маршрутом? Покажите его на карте микрорайона». Дети показывают на карте маршрут следования туда и обратно, делая пометки соответствующими символами названий улиц и объектов. Рассказывают, что интересного видели в пути, делятся впечатлениями.
Игра «Автолюбители»
Цель:
- учить ориентироваться по карте, соотносить изображённое на ней с реальными объектами.
Материал: карта-схема микрорайона, символы названий улиц и условные обозначения объектов, маленькие машинки.
Ход игры: Карта располагается на столе. Играют двое-трое детей. Воспитатель предлагает им выполнить задания «Доставить с кирпичного завода строительные материалы на улицу… (название улицы или объекта)». Дети обговаривают маршрут следования, различные ситуации, которые могут возникнуть в пути. Играют машинками прямо на поверхности карты.
Аналогично можно предложить выполнить задание «Доставить продукты из магазина в детский сад», «Привезти мебель» и т. д.
В итоге, работа детей по выбору символов названий улиц и игры с картой помогла запомнить им свои домашние адреса, названия всех улиц микрорайона и наиболее значимых объектов. Они научились применять карту в играх, рассказывать по ней. Но самое главное, у детей появились интерес и желание узнавать историю улиц родного города, чувство причастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.