Приложение МААМ

Конспект занятия «Часы прошлого»

Чекалюк Елена
Конспект занятия «Часы прошлого»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия «Солнечные часы»

Чекалюк Елена

Конспект занятия «Часы прошлого»

Задачи:

- Познакомить с историей часов;

- Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления;

- Активизировать словарный запас;

Цель.

Публикация «Конспект занятия „Часы прошлого“» размещена в разделах

Формирование у детей реалистического представления о природных явлениях.

Содержание.

-Ребята, нам Знайка прислал маленькую посылку и письмо. Раскроем и прочитаем. Что же он нам пишет. Ребята, да он же нам прислал загадку. Попробуйте ка ее отгадать. Здесь еще лежит отгадка, я её вам покажу, если отгадаете загадку:

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать,

Когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

Часы – это прибор для измерения времени.

Зачем нам нужны часы?

Ответы детей.

Правильно, чтобы не опоздать, чтобы знать, когда идти на работу.

А как раньше люди жили без часов? Как ориентировались во времени?

Ответы детей.

Вот вы говорите, что вместо будильника пробуждал всех петух, с его пения начинался день. А что же делать, если нет петуха? А что делать, если мне нужно куда-то не утром, а в обед?

Древние люди ориентировались во времени по Солнцу. Они наблюдали за окружающим миром. Солнце встало – утро, солнце прямо над головой – день, солнце садится – вечер. Люди даже придумали солнечные часы.

Солнечные часы – старинный прибор для измерения времени по Солнцу. Они построены на знаниях наших предков о космических телах, в данном случае

о звезде Солнечной системы. Родиной солнечных часов принято считать Древний Египет, где поклонялись различным богам, строили им храмы, служили им. Одним из главных древнеегипетских богов был бог Солнца - бог Ра. Считалось, что он правит всеми частями мира: небосводом, землей, преисподней. Ра ассоциировали с соколом или ястребом, на голове которого был яркий солнечный диск. Египтяне верили, что все формы жизни были созданы его руками, ведь Солнце есть источник света и тепла, без чего ни одно живое существо не может расти и существовать. Богу Ра возводили множество ярких храмов, в которых служили его жрецы.

Вот в одни прекрасный день жрецы наблюдали за тем, как в очередной раз бог Ра «путешествует на своей лодке по небу». Они вдруг заметили, как колонны храма отбрасывают тень то в одну сторону, то в другую, причем плавно, будто бы по кругу. Жрецам пришла в голову идея создания солнечных часов, по которым они могли определить время, когда любимейший бог Ра проплывает на лодке в той или иной части небосвода.

Давайте посмотрим, что они придумали: перед храмом жрецы установили большой колышек и назвали его «гномон». Это был священный колышек, который украшали резными узорами и надписями. Когда на небе появлялось солнце (бог Ра, то тень от гномона перемещалась по заранее размеченной окружности (некое подобие сегодняшнего циферблата). Равномерно нанесенные риски отмеряли равные отрезки времени. Окружность так же украшали узорами, часто изображениями Солнца, звезд и Луны в разных фазах. Людям такая идея понравилась, ведь появилась возможность определять точное время. Солнечные часы стали устанавливать в общественных местах – на площадях, в банях, в имениях императоров и так далее.

Физминутка «Часики».

Кто там ходит влево-вправо? Это маятник в часах.

Он работает исправно И твердит: «Тик-так, тик-так».

(Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

А над ним сидит кукушка, Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет, Время точное сообщает.

(Руки перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)

А часы идут, идут, Не спешат, не отстают. (Ходьба на месте)

Мы без них не будем знать, Что уже пора вставать. (Потянуться)

Первыми солнечными часами был просто столб, воткнутый в землю. Камни, размещенные вокруг столба, показывали положение тени, как она двигается в течение дня. Так человек мог измерить текущее время.

Солнечные часы

Ольга Шалимова

Я у солнышка спросила -

Сколько времени сейчас?

Солнце палку осветило,

Показало? Вот те раз?

Но потом я догадалась!

Палочку воткнула в грунт,

Круг вокруг нарисовала,

Числа, цифорки - все тут!

Тень от палочки мгновенно

Показала мне тот час!

Только помнить нужно - север

На двенадцати у нас!

Кроме того, самый большой минус солнечных часов – работать-то они могут лишь в солнечную ясную погоду! Тем не менее, солнечные часы служили людям в течение тысячелетий. И люди ими были очень довольны.

Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом.

- Шло время, и люди создали новые приборы для измерения времени. Нашёлся умный человек – изобретатель, и придумал новые часы, с циферблатом и стрелками. Часы эти были очень громоздкие.

А потом в домах стали появляться часы под названием «ходики». Они вешались на стену. Под часами был маятник на тоненькой проволочке, а снизу выползала цепочка с двумя гирями на концах, похожих на еловые шишки. У таких часов был механизм, и состоял из множества шестерёнок и пружинок. Такие часы называли механическими, и были они с одной часовой стрелкой. Минутная и секундная стрелки появились 300 лет назад (рассматриваем часы-ходики).

- Часы были очень дорогими, не все могли себе позволить купить их. Богатые, знатные люди носили часы в кармане на цепочке, эти часы называли карманные. Карманные часы имели форму яйца. Их так и прозвали «Нюрнбергское яйцо», так как изготовлены они были в немецком городе Нюрнберге.

- Двигателем у механических часов стала обыкновенная пружинка, которая спрятана в круглой железной коробочке. По кругу коробочки нарезали зубчики, и получилась шестерня с пружинкой внутри.

- Дети, а какие часы не надо заводить?

- Правильно электронные, они без пружинки, работают от батарейки, и есть часы даже без стрелок – светятся на электроне цифры. А время показывают очень точно.

- А еще есть часы электрические.

- Где лучше всего использовать электрические часы?

- Да, на вокзалах, в подземных переходах, на улицах, на стадионах.

Физкультминутка.

«До 5 считаем, гири выжимаем.

Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова мы рубим.

На носочки встанем, потолок достанем».

- Видите ребята, какой сложный путь прошли часы. И все это придумал и сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы разработали люди.

- Показать разные виды современных часов.

- Красивый внешний вид радует глаз. Вот как изменились часы влиянием творческой мысли и деятельности взрослого человека.

- Так какую же пользу приносят часы человеку.

- А вы умеете определять время?

- Сейчас мы с вами поучимся определять время.

Показываю на макете часов, как надо определять время. Затем предлагаю выполнить задание всем детям. Проверяю.

Публикации по теме:

«Солнечные часы. Свойства света. Свет и тень». Конспект занятия кружка «Метеослужба» в подготовительной группе«Солнечные часы. Свойства света. Свет и тень». Конспект занятия кружка «Метеослужба» в подготовительной группе Задачи. Рассказать детям о появлении первых часов. Познакомить детей с конструкцией солнечных часов, учить определять время суток по солнечным.

Конспект интегрированного занятия с применением аппликации из цветной бумаги в старшей группе «Часы»Конспект интегрированного занятия с применением аппликации из цветной бумаги в старшей группе «Часы» Программное содержание. Познакомить детей с часами, как прибором для измерения времени. Систематизировать знания о видах часов и истории.

Конспект занятия по отрывной аппликации «Московские кремлевские часы»Конспект занятия по отрывной аппликации «Московские кремлевские часы» Манвелова МарияКонспект и фотоотчет к познавательному занятию по аппликации «Московские Кремлевские часы» (с элементами отрывной аппликации).

Конспект интегрированного занятия по развитию творческо-познавательной деятельности «Гости из прошлого» для детей 5–6 летКонспект интегрированного занятия по развитию творческо-познавательной деятельности «Гости из прошлого» для детей 5–6 лет Конспект интегрированного занятия по развитию творческо-познавательной деятельности «Гости из прошлого» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД для детей старшей и подготовительной группы «Из прошлого ложки»Конспект НОД для детей старшей и подготовительной группы «Из прошлого ложки» Цель: продолжить знакомить детей с кухонной утварью - ложкой. Задачи: • познакомить детей с историей возникновения ложки и ее использованием;.

Конспект ОД по аппликации «Часы  «Кот» в рамках реализации проекта в подготовительной группеКонспект ОД по аппликации «Часы  «Кот» в рамках реализации проекта в подготовительной группе Цель: создание условий для старших дошкольников самостоятельно пошагово выполнять аппликацию «Часы - Кот», опираясь на схему - образец.

Конспект познавательной беседы в комбинированной группе «Часы. История часов»Конспект познавательной беседы в комбинированной группе «Часы. История часов» Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов. Задачи: 1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Часы прошлого»
Опубликовано: 23 июля 2024 в 16:53
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Часы прошлого»» (включая файлы) размещена пользователем Чекалюк Елена (УИ 3270627) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД