Елена Викторовна Саляхутдинова
Центр образования. Точки личностного роста
▼ Скачать + Заказать документы
«Центр образования : точки личностного роста».
Саляхутдинова Е. В., заместитель директора
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Центр образования № 35»
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
В последнее время массово обсуждался вопрос о том, что в школах следует организовывать дошкольные отделения. Предполагалось, что таким образом качество образования детей намного улучшится и дети после окончания детского сада плавно перейдут в первый класс без стрессов и неврозов. Так ли это на самом деле? Какие преимущества и достоинства есть у школ, осуществляющих в том числе и дошкольное образование?
Публикация «Центр образования, Точки личностного роста» размещена в разделах
На самом деле преимуществ у такого преобразования очень много. Начать следует с того, что многим детям достаточно тяжело и болезненно дается переход из детского сада в школу: меняется обстановка, педагоги и характер обучения, что конечно, может значительно усложнить процесс адаптации и привыкания к школе. Если же ребенок будет ходить в дошкольные группы, расположенные в школе, для него изменения будут незначительные.
В центре образования воспитываться и обучаться детям в дошкольных группах будет намного интереснее, так как такая деятельность предусматривает тщательную подготовку ребенка к школе. Во многом эффективность такой подготовки будет обеспечиваться тем, что воспитатели и учителя смогут сотрудничать, повышать свой профессиональный уровень с тем, чтобы максимально улучшить процесс адаптации дошкольников к обучению в школе.
Взаимодействие между учителями и воспитателями имеет только преимущества, так как они обмениваются необходимым опытом, повышают квалификацию и анализируют результативность программ образования, внося свои поправки и изменения. Все это положительно влияет и на личностный рост педагогов.
Взаимодействие между воспитателями и учителями также полезно и потому, что каждый ребенок индивидуален и у кого-то стартовых возможностей к обучению гораздо больше, чем у остальных, и наоборот. Учителю гораздо проще учить ученика, зная о том, как он проявил себя во время обучения в детском саду, какие у него есть особенности речи и мышления и на что следует обратить особое внимание.
Так, обсудив все плюсы этого преобразования, с января 2016 года наша школа меняет наименование МАОУ СОШ № 35 на МАОУ «Центр образования № 35». В школе организовано подразделение дошкольного образования «Детский сад». Действуют две разновозрастные группы: группа № 1 – дети 3-5 лет и группа №2, где воспитываются и обучаются дети 4-7 лет. Родители с большим энтузиазмом приняли это предложение.
Идея Центра образования - обеспечение комплексного раннего развития ребенка через перспективное выстраивание единой образовательной траектории, начиная с дошкольного уровня, и продолжение её реализации в ВУЗе. Стратегической целью, создаваемой Центром образования, является не только традиционная задача повышения качества образования, но и создание современной модели образования на основе формирования новых базовых компетентностей обучающихся и воспитанников, где наряду с учебными компетентностями важнейшее значение приобретают компетентности, направленные на социализацию личности. Основной задачей учреждения является социализация, т. е. исполнение им роли культурно - образовательного центра через выстраивание и интеграцию многомерных и многоуровневых связей с социальными партнерами и ВУЗами. Приоритетным является воспитание детей в богатстве духовных традиций и сопровождении их в самоопределении в будущей профессии.
Именно поэтому одной из важных задач Центра образования является обеспечение доступности образования четырёх уровней для всех категорий граждан через объединение всех ресурсов двух организаций (Школы и Детский сад) под единым руководством.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» не нужно изменять тип образовательной организации, так как дошкольное образование определено одним из уровней общего образования. Это значит, что дошкольники не просто часть школы, а её основа. Чем полнее ребенок проживает дошкольное детство, тем увереннее он учится, тем полноценней становится его жизнь и в зрелые годы. Стандарт дошкольного образования, обозначенный в основной общеобразовательной программе дошкольного образования, основывается на исключительной самоценности дошкольного периода в развитии маленького человека, образовательный маршрут которого уже начинает выстраиваться. Возможно, более правильная организация деятельности групп позволит избежать стрессовых ситуаций, увеличит уровень психологической готовности и создаст более комфортные условия для обучения. Также выравнивание разрыва между уровнем подготовки детей в детском саду и уровнем подготовки будущих первоклассников к школе будет обеспечиваться через реализацию Программы преемственности, а также через более раннее комплектование групп - классов будущих первоклассников.
Центр образования формирует современные модели дошкольного и общего образования, направленные на обеспечение соответствия сферы образования как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества по поводу качества и доступности образовательных услуг.
Итак, каким же образом осуществляется работа по преемственности дошкольных групп и школы. В августе – сентябре заместители директора школы и воспитатели дошкольных групп планируют совместную работу, составляют и обсуждают план работы по преемственности дошкольных групп и школы. Воспитатели подготовительных групп и учителя начальной школы взаимопосещают уроки, занятия в течение учебного года. С воспитанниками детского сада работают психолог и логопед. Родительские собрания проходят с приглашением учителей начальных классов, заместителя директора, также посещают собрания будущих первоклассников в школе. Ежегодно проводится «День открытых дверей». Воспитателями старших групп проводятся тематические занятия о школе, создаются игровые ситуации «Как себя вести на уроках», организуется предметная среда для сюжетно-ролевой игры «Школа». Воспитанники участвуют в олимпиадах («Всероссийская олимпиада на кубок им. Ю. А. Гагарина») Проводятся праздники с участием воспитанников детского сада, на которых задействуются помещения школы, и дети постепенно знакомятся со всей школой в целом (актовый зал, спортивный зал, зал ритмики) Праздники в детском саду никогда не проходят без участия школьников и учителей - «День знаний», «Концерт ко Дню учителя и воспитателя», «Новогодние концерты», праздники «День защитника Отечества» и «Международный женский день», «Концерт «Победный май», «Выпускник – будущий первоклассник».
Учителя школы проводят дополнительные платные занятия в детском саду: «Логознака», «Оч-умелые ручки», «Литературный клуб». В свою очередь воспитатели детского сада проводят для учеников начальной школы и воспитанников занятия по шахматам «Белая ладья».
Наблюдается тенденция, что родители выбирают именно центры образования, определяя свой выбор тем, что ребенок привыкает к детскому коллективу и, возможно, потом они будут учиться в одном классе.
Объединение школы и детского сада также позволяет проводить более масштабные мероприятия. Малышам интересно смотреть на выступления школьников, участвовать в фестивалях и конкурсах, это помогает им лучше развиваться.
С точки зрения укрепления отношений между ребенком и его семьей объединение детского сада и школы также имеет положительные моменты. Педагоги, учителя и воспитатели помогают родителям правильно наладить отношения с ребенком на разных этапах его взросления, координируя и дополняя работу друг друга. Это важно, потому что развитие талантов и способностей детей зависит от того, насколько своевременно они были выявлены.
Линия образования и развития творческих, интеллектуальных и физических способностей становится целостной и последовательной, что имеет массу преимуществ для детей, а также повышает качество услуг образования.