Людмила Богданова
Конспект НОД по познавательному развитию «Бытовая техника. Стиральная машина» в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» г. Осташков Тверской области.
НОД Познавательное развитие
Тема: «Бытовая техника – стиральная машина»
Старшая группа
Воспитатели высшей категории
Богданова Л. А.
МБДОУ детский сад №3 «Светлячок»
г. Осташков
Цель: познакомить с историей происхождения стиральной машины, с обобщающим понятием «бытовая техника»
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с историей возникновения стиральной машины.
2. Формировать представления детей о предметах бытовой техники ее назначении.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Бытовая техника, Стиральная машина“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
1. Развивать связную речь, интерес к истории возникновения бытового прибора, координацию речи с движением;
2. Развивать познавательный интерес к предметам рукотворного мира.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к истории вещей.
2. Воспитывать уважительное и бережное отношение труду и результатам труда;
3. Вырабатывать навыки безопасного обращения с бытовыми приборами;
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня у нас очень интересное занятие: мы сегодня поговорим о помощниках, которые есть у каждого человека в доме. Что это за помощники, чем и как они помогают нам, мы дальше и узнаем. Но сначала, давайте улыбнемся друг другу и сделаем небольшую гимнастику.
Артикуляционная гимнастика: «Качели», «Вкусное варенье», «Часики»;
Гимнастика для глаз: «Полёт бабочки» (следить глазами за движением картинки)
Дыхательная гимнастика: «Ветер – ветерок» (сильный и тихий выдох через рот: губы сложены трубочкой).
Входит девочка в грязном платье.
Воспитатель:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ж ты платье так измазала?
Девочка: Я его в лужице постирала.
Воспитатель: Дети, разве можно стирать платье в луже? Ответы детей.
Посмотрите друг на друга. Вы все красиво одеты, в чистую одежду. А чтобы одежда была чистой, её нужно… (постирать).
Воспитатель: А где же стирают белье? Ответы детей.
Воспитатель: Белье стирали в тазу. Наливали воду, намыливали мылом и терли кулаками. Так можно было постирать некрупные вещи и если их немного. Но если вещей много, то нужно много сил и времени, и вот люди сделали себе помощника. Какого?
Воспитатель: Стиральную машину.
Девочка: А у нас в деревне нет стиральных машин. Моя мама стирает платье так: берет ведро, кладет туда платье, наливает из речки воды и толчет палкой, пока вся грязь не отстирается. (Во время рассказа девочка демонстрирует стирку «толкушкой»).
А зимой мы стираем в деревянном или железном корыте на стиральной доске.
Воспитатель: Раньше в деревнях стиральных машин не было. Это приспособление для стирки — стиральная доска — появилось очень давно. Первые доски были полностью деревянные, а потом их стали делать из металла с деревянной рамкой. Стиральная доска облегчала, насколько возможно, тяжелый труд наших прабабушек. Они терли замоченную с мылом одежду об ребра доски, и частички грязи легче отставали от ткани. Конечно, это не стиральная машина, но все равно немного проще, чем тереть просто руками. Посмотрите, какая она ребристая, стиральная доска.
(Дети рассматривают доску.) Воспитатель демонстрирует стирку на доске, предлагает детям попробовать.
Девочка:
Какие вы молодцы, все у вас очень хорошо получается. Приглашаю поиграть. Подвижная игра. (Дети имитируют движения).
Я водички из колодца зачерпну,
И в ведерочках домой принесу.
В корыто буду наливать,
Белье стирать да полоскать,
Хорошенько отжимать,
На веревку вешать –
Суши, солнышко.
Воспитатель: А в некоторых деревнях до сих пор так стирают.
Девочка: А вы про какие-то машины говорили. Расскажите, что это такое?
Воспитатель: Стиральные машины – это такое устройство, которое само стирает белье. Посмотрите, какими были раньше стиральные машины.
(Показывает актива торную игрушечную машину).
Воспитатель: Человек изобрел стиральную машину для того, чтобы облегчить свой труд и труд других людей. Первую машину придумал американский ученый Гамильтон Смит. Но эта машина стирала не сама, надо было постоянно крутить специальную ручку.
Только потом придумали подключать машину к электричеству и появились вот такие стиральные машины.
(Дети, вместе с воспитателем и девочкой, рассматривают игрушечную стиральную машину. Обсуждают, для чего нужен шланг, винт, устройство для отжима).
Сначала стиральная машина была обычная. Нужно было нагреть воды, налить в машинку, насыпать стиральный порошок, положить одежду и нажать кнопку.
Воспитатель: Пока машина стирает, что мама может поделать?
Ответы детей: (отдохнуть, почитать, посмотреть телевизор, попить чаю)
Но люди на этом не остановились и придумали сделать автоматическую стиральную машинку. Теперь стирать стало ещё легче и проще.
Люди придумали настоящую помощницу, которая сама наливает воду, нагревает ее, стирает, отжимает и даже подсушивает белье.
Кто видел, как стирают в ней? Поднимите руки. Расскажите, что делает мама при стирке. Что же помогает делать стиральная машина?
Воспитатель:
Сама стирает, поласкает,
Сама отлично отжимает.
Теперь с помощницей такой
И будет жизнь совсем другой!
Воспитатель: Давайте рассмотрим стиральную машинку.
У нее есть барабан, в который помещают грязное белье. Барабан вращается, поток воды со стиральным порошком помогают отстирать даже самые грязные вещи. Машина с помощью электричества выполаскивает белье и отжимает его. Работает она по специальной программе, как компьютер.
Воспитатель: Ребята, мы столько поработали, что пора нам отдохнуть. Давайте встанем и сделаем физкультминутку про трудолюбивых гномиков:
Жили-были гномики приседания на месте
В расчудесном домике, (руки над головой соединить)
Папа гном дрова рубил, (руки поднять и резко опустить)
Гном сынок их в дом носил, (ходьба на месте)
Гномик-бабушка вязала, (показ движений)
Гномик-тётушка стирала, (показ движений)
Гномик-мама суп варила, (ладонь сложить лодочкой, помешивать пальцем)
Гномик-дочь его солила, (ладошки сложить «щепоткой»)
Дед окошко открывал, – (ладошки соединить перед собой и раскрыть)
Всех знакомых в гости звал! (Приглашающие движения руками по очереди)
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, где стирают бельё у нас в садике?
Правильно. В прачечной стиральные машины очень большие, ведь детей много и вещей постирать нужно намного больше, чем дома. Стиральные машины не только стирают бельё, но и отжимают и высушивают.
Стиральные машины помогают людям в быту, поэтому её называют бытовая техника или бытовые приборы. Повторите!
А почему техника? Правильно, т. к. её придумывают и делают люди.
Воспитатель: Бытовой техники придумали очень много. (Повесить на доску картинки бытовой техники) И у каждой своя работа, своё назначение. Каждый из них помогает человеку. Например, холодильник для чего нужен? Он помогает хранить долго продукты; готовить еду помогает - газовая или электрическая плита. Телевизор – показывает кино, любимые мультфильмы, помогает узнать много нового; телефон – разговаривать с человеком, находящимся далеко, быстро сообщить или узнать новости.
Воспитатель: Ребята, мы видим, что человек находил себе всё новых помощников, чтобы облегчить свой труд. Какие они были раньше, а чем мы вместо них пользуемся сейчас, мы узнаем, поиграв в игру
«Что было – что есть»
Веник - …пылесос;
Палка - …утюг;
Тазик - …стиральная машинка;
Печка - …плита;
Самовар - …электрический чайник;
Свечка - …лампочка, светильник.
Воспитатель: Нужны нам эти помощники? Как мы их назовём, одним словом? Откуда же берутся предметы бытовой техники? Чтобы они начали работать, что нужно сделать? (включить в розетку)
Ребята, запомните, что бытовые приборы могут включать только взрослые, а детям включать их НЕЛЬЗЯ! Потому что все электрические приборы при неосторожном обращении могут не помочь человеку, а навредить. А как? Кто может ответить? (ответы детей) Это очень опасно!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. А вам что понравилось? А что нового вы сегодня узнали? (обобщение ответов детей)
Воспитатель: в каждом доме у людей есть помощники, которые помогают людям выполнять работу по дому, в быту; их придумывают и делают люди, всё время их, улучшая и совершенствуя. Называются они бытовые приборы.
Воспитатель:
Вам понравилась история стиральной машины? Расскажите, пожалуйста, какой была стиральная машина, раньше и какой стала сейчас?
А сейчас, предлагаю послушать сказку: «История одной стиральной машины». Чтение сказки.
Сказка о стиральной машине
Наталья Викторовна Лясковская
В одном магазине стояла машина. Так себе стояла, без дела. Она даже не знала, для чего предназначена: то ли посуду мыть, то ли мясо молоть, то ли людей возить?
А может, соки жать, или продукты морозить?
Ни разу её никто не включал, не запускал, не «задавал программу».
Она стояла в длинном ряду других машин в огромном торговом зале, битком набитом разными бытовыми приборами, и тосковала.
О чём?
Она и сама не могла понять.
Время от времени в зал с улицы заходили люди, всматривались в панельки управления, читали «ценники» — беленькие бумажки, приклеенные на панель каждого из разнообразных агрегатов, стоявших в магазине.
У машины, о которой мы рассказываем, такая бумажка тоже была.
Иногда люди что-то спрашивали у постоянно проживавших в зале людей — «продавцов», о чём-то договаривались, и тогда другие люди — «рабочие» в синих костюмах — вдруг бросались запаковывать одну из машин в картонные ящики, подкладывая ей под бока мягкие подушки из пенопласта. А те машины, которые оставались, впадали в волнение и как-то (не знаю как, может, специальными волнами) передавали друг другу:
«Эту — выбрали! Счастливица!»
Выбрали! Это слово запало в самое нетронутое нутро нашей машины.
Она так хотела, чтобы её выбрали!
И однажды.
В торговый зал вошли трое: симпатичная женщина, мужчина с бородой и маленький мальчик. Они шли по проходу между длинными рядами разных машин, поглядывая с интересом то направо, то налево. И вдруг… остановились прямо перед ней, нашей машиной!
— Берём эту? — спросил мужчина.
— Мне нравится, — ответила женщина. — Берём!
— Мне тоже нравится, — сказал маленький мальчик, а его родители засмеялись.
Машина вздрогнула и поняла: её выбрали!
Она терпеливо перенесла упаковывание, и даже тряская езда в тёмном ящике не нарушила покоя в её наполненной сложными механизмами душе.
В маленькой ванной комнате с неё сняли картонные «одежки».
Мама любовно погладила её ладонью по белой, гладкой, сверкающей коже и сказала:
— Красавица!
А папа сказал:
—Будем штробить!
И принялся задорно долбить стенку.
Через час он оторвался от этого увлекательного занятия, что-то там ещё поделал и выдохнул:
—Силовая розетка готова!
И воткнул гибкий длинный хвост машины с кисточкой штепселя на конце в сеть.
—Запускаем? — спросил он.
—Да, — волнуясь, ответила мама. Она открыла дверцу на животе машины и положила туда несколько вещичек: футболку мальчика, свою блузку, рубашку папы и два полотенца. А в особый выдвижной ящичек насыпала с пол-стаканчика белого порошка…
—Да! Надо же задать программу! — закричал сын.
Машина задрожала.
Ей будут «задавать программу»!
Какой волнующий миг в жизни каждого механизма!
Папа, морща лоб, посмотрел в какую-то книжечку и осторожно нажал на красивой панели, которая красовалась прямо на лбу машины, несколько кнопок.
И вдруг…
Машине показалось, что она умирает.
В животе бурлило, трепыхалось, плескалось и гудело!
Она завибрировала, завыла от ужаса!
Что с ней, что происходит!
—Стирает! — в восторге закричал мальчик.
И мама восхищённо прошептала:
—Стирает….
«Так вот оно что! — осенило машину. — Я — стираю! Вот, кто я оказывается: стиральная машина. Моё предназначение — избавлять этот мир от грязи, делать его чище! Какое счастье…»
И её гул, из тревожного, сразу перешел в деловитый и умиротворяющий.
Всё встало на свои места.
«Нужно покрутить, покидать, — подсказал машине внутренний голос, который, как она догадалась, и был той самой «программой», — набрать чистой воды и прополоскать. Потом — отжать два раза, очень сильно, и потихоньку, потихоньку остановить вращение барабана…»
—Помощница моя! — ласково промолвила мама.
И стиральная машина тут же навеки отдала ей своё механическое сердце.
А ещё — мальчику и мужчине.
Потому что они стали ей очень-очень близкими людьми.
Они стали ЕЁ СЕМЬЁЙ.
И машина решила: никогда, никогда ЕЁ СЕМЬЯ не будет ходить в грязных вещах, которые портят настроение и — о, ужас! — разносят микробы!
Уж она-то, их стиральная машина, постарается.
Она будет им верна. До последнего оборота барабана…
Литература:
1. О. В. Дыбина «Что было до…. Игры путешествия в прошлое предметов.
2. О. В. Дыбина: «Из чего сделаны предметы» Игры занятия для дошкольников.
3. Е. А. Алябьева «Дошкольникам о предметах быта». Сказки и беседы для детей 5-7 лет.
4. Е. А. Алябьева «Сказки о предметах и их свойствах». Ознакомление с окружающим миром детей 5-7 лет.