Наталья Хмелевская
«Быть здоровым — здорово!» Технологии здоровьесбережения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Быть здоровым — здорово!»
Технологии здоровьесбережения в ДОУ
Забота о здоровье- это
важнейший труд воспитателя
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья, именно на этом этапе важно воспитать у детей осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Темочки:
В нашем понимании, одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации оздоровительной деятельности современного детского сада.
Наша цель: формировать представление о здоровье, как главной человеческой ценности, осознания личной значимости здоровья, необходимости заботится, и укреплять его.
Мы целенаправленно работаем над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства в группе, ищем новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, используем в работе передовой опыт.
Развивающая среда, созданная в группе, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника.
В группе создан спортивный уголок, который включает в себя не только спортивный инвентарь, но и разного рода массажёры, грецкие орехи, шишки, тренажёры для развития дыхания (коктейльные трубочки, снежинки, пёрышки, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья, дидактические игры, картотеки подвижных игр, считалок, альбом «Виды спорта», книги и иллюстрации, помогает детям снять агрессию, напряжение, негативные эмоции. У детей проявляется интерес к своему здоровью.
Для формирования эмоциональной стабильности ребёнка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
С этой целью у нас в группе создана картотека для релаксации, в которой мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определённых частей тела и всего организма.
На занятиях дети узнают, какие продукты полезны для организма, какие витамины содержатся во фруктах и овощах, знакомятся со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе.
В ходе каждого занятия используем различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры и упражнения. Стараемся, чтобы они вызывали у детей положительные эмоциональные реакции и содержали элементы дидактических игр и двигательные упражнения. Кроме того, материалы таких занятий находят отражение во всех режимных моментах и самостоятельной и совместной деятельности детей.
Досуги и развлечения являются хорошей основой для развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям
Навыки здорового образа жизни закрепляю в:
дидактических:
подвижных:
сюжетно-ролевых играх:
упражнениях, в повседневной жизни.
Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.
Проведение утренней гимнастики и включение в неё дыхательных и кинезиологических упражнений создаёт у детей бодрое настроение, не утомляя и одновременно не перевозбуждая их, а также у детей вырабатывается потребность в ежедневном её выполнении. Помимо утренней гимнастики, проводимой в традиционной форме, мы проводим её в форме «полосы препятствий», оздоровительной пробежки, музыкально-ритмических движений (совместно с музыкальным руководителем).
Ещё одной формой приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима, является гимнастика после дневного сна. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость. В работе с дошкольниками мы использую различные виды массажа, которые оказывают влияние на тактильные раздражители, на развитие эмоций и речевых реакций; расширяют перифирическую капилярную сеть, это улучшает питание кожи, оздоравливает.
Для улучшения здоровья детей и повышения сопротивляемости детского организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды осуществляем закаливание воздухом и водой:
- утреннее умывание;
- мытье рук перед едой;
- полоскание полости рта;
- мытье ног перед сном;
- босохождение;
- облегченная форма одежды;
- сон при открытых форточках в теплый период года;
- воздушносолнечные ванны;
- проветривание помещений.
Наиболее благоприятное время для закаливающих процедур, подвижных игр и физических упражнений – это прогулка. Неотъемлимой её частью является, ставший традиционным, оздоровительный бег, который способствует повышению функциональной работоспособности сердечнососудистой, бронхо-легочной систем.
Положительный эффект дают нетрадиционные формы оздоровления такие, как:
Минуты тишины – это специфическая форма работы, способствующая развитию волевых качеств детей. Дети познают мир через услышанные звуки.
Улыбкотерапия- здоровье детей станет крепче и от улыбки взрослого, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение.
Минуты шалости - Игры для поднятия настроения
«Минута шалости» (психологическая разгрузка)
Ведущий по сигналу (удар в бубен) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает, кувыркается…. Повторный сигнал ведущего через 1-2 минуты объявляется конец шалостям.
Креативная гимнастика
Креативная гимнастика э то:
1. Музыкально-творческие игры.
2. Образно-игровые движения (упражнения с превращениями)
3. Специальные задания, способствующие развитию выдумки, творческой инициативы, для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.
Ритмопластика
Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощению. Основывается на методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся детей. Здесь используются элементы движений и упражнения, выполняемые в сюжетной игровой форме с музыкой.
Сказкотерапия
Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.
Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений.
Сказки - шумелки
Сказочки с различным шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для развития слухового восприятия и слуховой памяти, воображения и фантазии, а также формируют навыки сотрудничества и взаимодействия.
Состояние здоровья ребенка во многом зависит от типа его поведения, который в основном формируется в семье, поэтому роль семьи при формировании ЗОЖ очень велика.
В нашей группе используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей. Мы ищем новые, нетрадиционные формы работы с родителями, где требуется участие взрослого, где родители непосредственно общаются со своими детьми.
У родителей и воспитателей одна цель - воспитывать здоровых детей, поэтому мы стремимся к установлению равноправных отношений с родителями, создаём у родителей позитивную установку по отношению к педагогу. Работа направлена на сотрудничество с семьёй в решении проблем образования и воспитания детей.
Для становления и обогащения культуры здоровья нами были выбраныразнообразные формы работы. Это консультации, беседы, родительские собрания.
Проводя консультации и беседы, затрагиваем следующие темы, например:
«Можно ли девочкам носить обувь с каблуками» «Хромотеропия или лечение цветом»
«Лечение маминой любовью»
«Перед сном» и др.
Созданный нами уголок «Здоровячок», помогает родителям сплотиться для решения общей проблемы оздоровления детей. Здесь мы предлагаем родителям следующие темы для обсуждения: «Режим дня», «Как воспитать ребенка здоровым», «Профилактика простудных заболеваний», «Сколько и когда ребёнок может находиться за компьютером» и др.
Благодаря рубрике «Бабушкины рецепты», родители обмениваться народными советами по предупреждению и лечению простудных заболеваний.
Рубрика «Копилка мудрых советов» помогает родителям найти ответ на интересующие их вопросы и поделиться собственным опытом.
Совместно с родителями, создана книга кулинарных секретов -«Любимое блюдо моего ребёнка». В ней родители делятся опытом приготовления вкусных и полезных блюд для детского питания.
Родительская гостиная: «Час беседы о здоровье».
Здесь мы планируем обратиться к жизненному опыту родителей. Они должны вспомнить свое детство, как был организован их режим, какие кружки и секции они посещали, какими были результаты, тем самым подводя их к осознанию значимости спорта в их жизни
Большинство родителей занимались спортом в детстве (плавание,футбол, гимнастика, хоккей, дзюдо, самбо) Некоторые из них посещают тренировки до сих пор, а у нескольких пап и мам сохранились дружеские отношения с теперешними тренерами, или людьми, которые их знают.
Мы решили построить нашу работу следующим образом:
В группе один из родителей рассказывает детям о том, каким видом спорта он занимался в детстве, почему он выбрали именно этот вид спорта, какую пользу от занятий он получил, показывает фотографии или награды, полученные им в детстве.
Затем, во второй половине дня, по договоренности, мы организуем встречу детей с тренером клуба или секции, который вместе с родителем знакомят детей с видом спорта,назначением спортивного инвентаря.
Благодаря проведенной работе по пропаганде здорового образа жизни среди родителей воспитанников нашей группы, нам удалось не только добиться активного участия родителей в образовательном процессе, но и изменить их отношение к собственному здоровью и здоровью своего ребенка- от знаний они переходят к действиям.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.