Елена Меселян
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Быть здоровым-здорово!»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса.
Темочки:
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми.
учебно-воспитательные технологии.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Эта работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
Задачи здоровьесбережения :
• сохранить здоровье детей;
• создать условия для их своевременного и полноценного физического и психического развития;
• обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. (слайд № 1,2,3,4)
Закаливание в детском саду – один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеваний.
Во-первых, закаливание в детском саду должно проводиться регулярно. Перерыв в закаливании уменьшает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
Во-вторых, закаливание в детском саду начинается со слабых раздражителей и затем переходит к сильным. Это касается постепенного понижения воды, например, в ванночках для ног или температуры в помещении.
В-третьих, закаливание в детском саду должно учитывать индивидуальные особенности организма и здоровья ребенка. Залогом успешного закаливания является также положительный настрой ребенка, за который во многом ответственнен воспитатель. Воспитатель должен показывать пример — если нужно растереть руки снегом, то дети сделают это упражнение намного охотнее под руководством воспитателя, который и сам выполняет это упражнение.
В-четвертых, на закаливание в детском саду должен дать «добро» врач.
Последний пункт особенно важен, ведь существует еще и ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется. (слайд № 5,6)
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей.
Бытует мнение, что плоскостопие – банальное неудобство, не причиняющее особенного вреда здоровью. Это заблуждение – неправильное развитие стопы со временем может «откликнуться» не только болями в ногах и спине, но и привести к целому ряду заболеваний - артритам, артрозам, остеохондрозу, неправильному развитию скелета и нарушению осанки. Чтобы избежать такого «букета» болезней, профилактику плоскостопия необходимо проводить с самого раннего возраста.
Стопы нуждаются в развитии и тренировке. Лучше всего для этого подходит ходьба босиком по неровным поверхностям – камешкам, песку, траве, земле или по специальному массажному коврику. (слайд № 7)
Дыхательная гимнастика в детском саду
В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны, не способны быстро переключаться, негативно воспринимают себя и окружающих, не способны самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своей душой и телом.
Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. (слайд № 8)
Релаксация для дошкольников.
«Неправильно лечить голову без тела, а тело без души» (Сократ)
Насущными проблемами человека, живущего в цивилизованном мире, стали чрезмерная спешка, беспокойство и избыток поводов, на которые он вынужден реагировать. Понятие «стресс» стало обыденным. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают огромное количество информации, устают физически и эмоционально. Поскольку наши душа и тело - единое целое, то нервно-мышечное перенапряжение способствует повышенному психическому напряжению и раздражительности. Релаксация необходима и полезна детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомлены, растеряны, перевозбуждены или близки к этому. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. (слайд № 9)
Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого
человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок проснётся, зависит его настроение и самочувствие. Что же нужно сделать для того, чтобы процесс пробуждения прошел максимально безболезненно и приятно? Для этого рекомендуется проводить комплекс специальной гимнастики.
Правильная организация процесса пробуждения — это не гиперопека, а действительно нужный и важный процесс. Его роль огромна, он необходим для сохранения физического и психического здоровья ребенка.
Чтобы пробуждение было максимально приятным и безболезненным, гимнастику нужно начинать пока ребенок еще находится в кровати. Это подготовит малыша к активной деятельности, и он проснется в хорошем настроении.
(слайд № 10)
Фитонциды – вещества, содержащиеся в высших растениях, губительно действующие на болезнетворные бактерии. В наибольшем количестве фитонциды содержатся: В луке, чесноке, в Китайской розе, Жасмине, в розовом дереве, лаванде, майоране, ромашке, лимоне.
Говоря о растениях в детском саду, нельзя забывать об их положительных защитных свойствах. Они снижают уровень шума, помогают очистить воздух от пыли, грязи, токсинов и тяжелых металлов. Самое главное, что растения обладают фитонцидными свойствами. Если растения для детского сада подобраны правильно, то ребенок, побыв в обществе таких растений полчаса, сможет восстановить свои защитные силы. (слайд № 11)
Игротерапия – идеальное средство от детских неврозов. Неврозами чаще страдают дети дошкольного и младшего школьного возраста. Невроз возникает под влиянием жизненных событий, которые оказали на ребёнка отрицательное, травмирующее воздействие. Появление неврозов связано с поступлением в детский сад, в школу, с не сложившимися отношениями ребёнка со сверстниками, учителями, воспитателями. Одним из методов коррекции неврозов у детей является игротерапия. В игре ребёнок может без ограничений и, не задумываясь, выразить свои фантазии, переживания, эмоции. Он может их отразить в глине, песке, игрушках и получить от этого удовольствие. Игра служит для ребёнка с неврозом разрядкой своих подавленных эмоций. С помощью игры он учится самовыражению, умению принимать решения и действовать спонтанно. (слайд № 12)
Песочная терапия
Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.
Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям волшебница-песочница.
Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.
Играть можно в песочнице, не только на улице. Можно устроить мини песочницы и в группе. (слайд № 13)
Пальчиковая гимнастика
«Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать
Не удержишь карандаш –
Не получится пейзаж».
В. Лирясова.
Воспитатель в детском саду я сталкивается с проблемой развития речи детей. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справляются даже с самими простыми игровыми заданиями:
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
1. Сделать рывок в развитии речи-улучшить произношение и обогатить лексику;
2. Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;
3. Развивать фантазию и проявлять творческие способности;
4. Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
5. Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
6. Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком письма.
Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста. (слайд № 14)
Кинезиология-наука о развитии умственных способностей и физического здоровья ребенка через определенные физические и двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. (слайд № 15)
Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций. (слайд № 16)
Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах.
Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.
Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие.
(слайд № 17,18)