елена даутова
Буктрейлер, как средство повышения мотивации к чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной работы связана с тем, что в последние годы резко понизился статус чтения. Для решения данной проблемы эффективным средством, с нашей точки зрения, можно рассматривать такую инновационную форму работы, как создание материала по рекламе книги для привлечения внимания ребёнка к чтению художественного произведения – это буктрейлер.
Публикация «Буктрейлер, как средство повышения мотивации к чтению» размещена в разделах
Буктрейлер - короткий видеофрагмент, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Увидев его, заинтересовавшись тем, какие персонажи появились на экране и что с ними будет происходить далее, ребенок обязательно захочет узнать их историю целиком.
Для практикующих педагогов-дошкольников такая форма работы может рассматриваться как интересный опыт взаимодействия с дошкольниками и их родителями в процессе создания творческого продукта, что является средством приобщения ребёнка к чтению и развития личности ребёнка.
С целью и задачами буктрейлера можно ознакомиться на слайде.
Первоначально буктрейлер разработали в США в 2002 г., в России жанр буктрейлера появился в 2010 году. При создании буктрейлера используются иллюстрации, фотографии, развороты книг, видео, фоновую музыку и прочее.
На слайде представлена классификация буктрейлера.
Создание буктрейлера должно быть ориентировано на четыре важных момента:
• определить, на что бы вы хотели обратить внимание потенциального читателя, который смотрит ваш ролик;
• какие именно картинки или отрывки видео соотносятся с идеей произведения и поставленной задачей;
• проверить, подойдет ли видео или иллюстративный ряд выбранной музыке (музыка обязательно должна сочетаться с информацией и картинками, положительно воздействовать на воображение зрителя);
• решить, как в ролике будет представлен текст – появлением на слайдах, субтитрами или аудиозаписью вместо музыки.
Для создания буктрейлера требуется минимальное техническое обеспечение, что позволяет применять данную технологию в ДОУ (слайд 4).
Создавая такой видеоролик мы должны придерживаться определенных требований, которые вы видите на следующем слайде (слайд 5).
Создание буктрейлера проходит через определенные этапы, которые так же представлены на слайде (слайд6).
Технология использования буктрейлера как средства формирования интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста предполагает включение буктрейлеров в процесс восприятия литературных произведений в качестве мотивации для дальнейшего знакомства с произведением.
Основные этапы использования буктрейлер технологии представлены на слайде (слайд 7).
Исходя из своего опыта работы этапы использования реализуются следующим образом.
Первый этап реализации технологии включал эпизодическую демонстрацию буктрейлеров в режимных моментах – круг детского чтения в вечернее время. Один раз в месяц одно из чтений было организовано с помощью буктрейлера. Отбор произведений, на основе которых демонстрировались буктрейлеры, проводился в соответствии с планом воспитательно-образовательного процесса.
Данная работа базируется на основе алгоритма использования буктрейлера в работе с детьми :
• Просмотр буктрейлера.
• Беседа по содержанию, нацеленная на дальнейшее восприятие.
• Непосредственно восприятие художественного произведения (чтение).
После просмотра педагог организовывал беседу с детьми по буктрейлеру, которая позволяла уточнить первоначальные представления и нацеливала на дальнейшее восприятие. Далее осуществлялось непосредственное восприятие литературного произведения (слушание).
Для удобства применения данной технологии нами разработаны вопросы беседы по содержанию просмотренного буктрейлера :
Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям:
• Понравился ли вам просмотренный фильм? Почему?
• Кто (что) больше всех понравился? Почему?
• Нравится ли вам этот герой? Почему нравится (или почему не нравится?
Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям:
• Как вы думаете, о чем писатель хотел нам рассказать в этом рассказе (или серии рассказов?
• Как бы вы назвали этот рассказ? Почему?
Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей:
• Почему так произошло?
• Вам интересно, что дальше произошло с героями?
• Что могло случиться с героями в дальнейшем?
Подобное эпизодическое включение буктрейлеров в образовательный процесс позволило увидеть реакцию детей, оценить уровень их заинтересованности. Для демонстрации брались готовые буктрейлеры, которые были адаптированы для детей.
Для реализации второго этапа был произведен отбор литературных произведений, не обладающих ярким и динамичным сюжетом, а так же произведения, предназначенные для длительного чтения. Отбор литературных произведений для этого осуществлялся с учетом программного содержания по восприятию художественной литературы. Мы включили буктрейлер в план вечерних развлечений с детьми. Так, в своей работе мы посвящали подобные досуги творчеству какого-либо автора (Е. И. Чарушин, Г. Х. Андерсен, В. Г. Сутеев и др.).
В ходе литературного досуга воспитатель кратко рассказывал о биографии писателя, демонстрировался буктрейлер по всему его творчеству, после просмотра которого дети могли высказаться о том, какое произведение понравилось больше и какое бы они хотели прочесть. Кроме того, оформлялась выставка в книжном уголке группы, где дети могли рассмотреть книги и иллюстрации.
Реализация третьего этапа осуществляется с детьми старшего дошкольного возраста.
Четвертый этап работы - сотрудничество с родителями по созданию буктрейлера для формирования интереса к художественной литературе. Познакомили родителей с новым ИКТ-средством – буктрейлером, была продемонстрирована подборка наиболее удачных буктрейлеров. Для родителей был организован мастер-класс по созданию буктрейлера. Затем родителям было предложено совместно с детьми создать буктрейлер по выбору ребенка.
Практическая реализация технологии позволила определить оптимальные условия её функционирования - в первую очередь, это наличие соответствующих условий, соблюдение этапности реализации технологии и непременно - ориентация на активность ребенка. Эффективность буктрейлера как средства доказана опытно экспериментальным путем - произошел качественный рост показателей уровня заинтересованности к художественной литературе.