Калашникова Наталья Александровна
Конспект занятия «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
Задачи:
Обучающие:
-закрепить знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная.
-закрепить названия оружия русского богатыря (булава, меч, щит, лук и стрелы, копьё, шлем, кольчуга).
-продолжать учить выразительно произносить пословицы;
Развивающие:
-формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, отвечать полными ответами на вопросы.
-развивать внимание, мышление, речь, общение. Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к истории России, чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей.
Предварительная работа:
1. Рассматривание репродукций картин: В. М. Васнецова: «Три богатыря»;
2. Чтение русских былин и сказок: «Как Илья Муромец богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Святогор», «Никита Кожемяка» и др.
Ход занятия:
Дети входят в группу. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся ДОБРОЕ УТРО! (Звучит тихо музыка леса)
Воспитатель: За рекой запел соловушка, Полыхает зорька алая. Всё в краю родном наполнено Красотою небывалою. На широкую дороженьку, Приведёт тропинка узкая. Не найти земли прекраснее, Чем сторонка наша русская.
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Андрей: Мы живем в самой прекрасной стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
Воспитатель: Подойдите к глобусу. Кто может показать Россию на глобусе? (показ детьми).
Ребята, какая наша страна? (большая, необъятная, красивая, богатая).
Воспитатель: Как раньше называлась наша Родина?
Дети: Называлась она Русью.
Воспитатель: Кто проживал на Руси?
Дети: Проживали здесь наши предки – славяне.
Воспитатель: Правильно, ребята, и сегодня мы перенесёмся в прошлое России. Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим! Таисия Лопатина: Много на Руси лесов, рек, озёр, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов. Хотели завладеть они нашими землями. Враги разоряли сёла, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Воспитатель: Ребята, а кто же вставал раньше на защиту своей Руси?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: А кто такие богатыри?
Дети: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности.
Вот картина «Богатыри» написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов. Вот так их изобразил художник. Кто помнит имена богатырей?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Воспитатель: Какими словами можно описать богатырей? Какие они?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные, решительные, героические.
*(Музыка «Богатырская наша сила». Выходят три мальчика (богатыри)
Никита: -Здравствуйте, люди добрые и весь честной народ!
Даниил: -Низкий поклон вам от всех русских богатырей!
Никита: *На лбу бывают шишки, Под глазом – фонари. Уж если мы - мальчишки, То мы – богатыри.
Даниил: *Царапины. Занозы, Нам страшен только йод. Тут, не стесняясь, слезы, Сам полководец льет.
Федор: *Пусть голова в зеленке
И в пластырях нога.
Но есть еще силенки, Чтоб разгромить врага.
Воспитатель: А что же богатырю необходимо, чтобы уберечь тело от ранений на поле боя. *Рубашку такую не вяжут, не шьют, Ее из колечек железных плетут. (кольчуга)
*Железная шапка с острым концом, А спереди клюв навис над лицом. (шлем)
*Чтоб грудь защитить от удара врага, Уж вы это знаете наверняка, На левой руке у героя висит Тяжелый, блестящий и кругленький… (щит)
А как можно одним словом назвать кольчугу, шлем, щит?– Это ДОСПЕХИ…
(слышится шелест листвы)
Воспитатель: Ребята, вы слышите шелест листвы.
Андрей: Да это же вековой дуб в нашем Фиолетовом лесу. Давайте подойдем к нему ближе. На Руси ДУБ считался родовым деревом. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, срывали листок с дуба и брали горсть родной землицы. ДУБ – означал на РУСИ жизнестойкость, силу, храбрость (на дубе висит письмо). Что же это такое? (читаем письмо) (Здравствуйте, ребята, я Василиса Премудрая… Меня похитил Змей Горыныч и держит в темном замке. Помогите, не бросайте меня в беде. Ребята, если вы выполните все задания, вы найдете ключ от замка).
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Василисе Премудрой? Спасем ее? Чтобы спасти Василису Премудрую, вам нужно превратиться в богатырей.
Раз, два, три – мы теперь богатыри. (шагаем)
Руки вверх мы поднимаем. (Дети поднимают руки вверх) На заставу мы шагаем.
Богатырская застава, (Руку ко лбу)
Смотрит влево, смотрит вправо (повороты туловища влево и вправо) Ни в морях, ни в небесах (Выполняем наклоны вниз)
Не пропущен будет враг. (Выпрямляются)
Мы шагаем дружно в ногу. (Маршируют на месте) Пусть уходит враг с дороги.
Воспитатель: Вот вы и превратились в богатырей. Ребята, разные преграды нас ждут на пути. Но вы должны все препятствия пройти, проявить не только силу, но и ум, смекалку, взаимовыручку. Ну что отправляемся в путь!
*Выше ноги подминаем, Дружно, весело шагаем…
Вот и речка на пути. Не проехать, не пройти. Змей Горыныч злой Мост сломал здесь над рекой.
Воспитатель: Ребята, чтобы восстановить сломанный мост,
*БОГАТЫРСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ НУЖНО ВСПОМИНАТЬ ИЗ ДОЩЕЧЕК КРЕПКИХ МОСТИК СОБИРАТЬ! За каждую пословицу вы получите по дощечке, из которых будете строить мостик. Готовы? Дети называют пословицы. (14 штук) *Сам погибай, а товарища выручай. * Жить - Родине служить. * Тяжело в учении, легко в бою. * Где смелость, там и победа. * Умелый боец везде молодец. * Крепка рука у нашего богатыря. *Головой думай, а силой борись. *Не родом богатырь славен, а подвигом. *Смелый боец, в бою молодец. *Смелого – враг не возьмет. *Русский боец – всем образец. *Нет земли краше, чем Родина наша. *Одна у человека мать – одна и Родина. *Герой – за Родину горой.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Много вы знаете пословиц и мост наш готов. Вы нашли 1 часть ключа. Ребята, вы хотите узнать, как выглядит Змей Горыныч? Пройдите за столы (на столах лежат ЧУДО-КРЕСТИКИ -2). Давайте попробуем выложить по схеме… Молодцы, справились с этим заданием. (2 часть ключа)
Воспитатель: Ребята, а какое оружие нужно Богатырям, чтоб победить Змея Горыныча? Загадки:
* Оружие это не просто поднять, Не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Это же … (меч) * Сильнее бьет с размаху, чем ружье, Старинное оружие…. (копье) *Богатырь с ней в бой отправлялся, И с врагом легко расправлялся. Погуляет уже дубина По макушкам их и по спинам (палица)
* В старину ружье такое, Било острою стрелою. Но скажу, не арбалет, Здесь совсем другой ответ. (лук и стрелы)
Воспитатель: Ребята, вас ждет очень сложное задание, давайте немножко разомнемся.
*Богатырь – вот он каков: Он силен, он здоров (показываем силу) Он из лука стрелял, (показываем стрельбу из лука) Метко палицу бросал. (замах и бросок) На границе стоял, (по стойке смирно) Зорко – зорко наблюдал. (рука ко лбу смотрим вдаль) Подрастем и мы, смотри (руки вверх) Станем, как богатыри. (руки в пояс)
Воспитатель: А теперь присаживайтесь за столы. Давайте с вами возьмем ШНУР ЗАТЕЙНИК и попробуем вышить слово ЛУК. Хорошо, все вы справились с таким сложным заданием. (3 часть ключа)
Воспитатель: Ребята, выходите на полянку, я предлагаю поиграть в игру «Отгадай пословицу по словам»
Я буду называть слова, а вы пословицы, в которых встречаются эти слова:
Один. Все- "Один за всех, все за одного "
Герой. Родину. Горой- Тот герой, кто за Родину горой.
Жить. Служить. - Жить – Родине служить.
Погибай. Выручай. - Сам погибай, а товарища выручай.
Молодцы, ребята, хорошо знаете пословицы и вы заработали (3 часть ключа) Воспитатель: Ребята, я впереди вижу непроходимую стену. Стена эта состоит из недобрых слов. Мы с вами сможем разрушить эту стену и пройти дальше, если поменяем слова на противоположные. Педагог: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… Дети: Близко. Педагог: Скажу я слово «война», а ты ответишь… Дети: Мир. Педагог: Скажу я слово «темнота», а ты ответишь… Дети: Свет. Педагог: Скажу я громко слово «враг», а ты ответишь… Дети: Друг Воспитатель: Теперь скажу слово «слабый», ответишь… Дети: Сильный
Педагог: Скажу слово я «хороший», ответишь…
Дети: Плохой.
Педагог: Теперь скажу я слово «драться» ответишь ты …
Дети: мириться. Педагог: Скажу я слово «глупец», ответишь мне… Дети: мудрец.
Педагог: В игре всегда начало есть, ну а сейчас…
Дети: Конец!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы вспомнили добрые слова и смогли разрушить стену. (под последним кирпичом нашли часть ключа). И мы нашли еще одну часть от ключа. (4 часть ключа) Воспитатель: Ребята, мы с вами много смотрели мультфильмов, читали сказок, давайте вспомним, откуда у богатырей сила могучая. Давайте присядем на полянку.
Я предлагаю составить предложения, а поможет нам в этом волшебный клубочек. Начнем мы предложение со слов: «Богатырь силен потому, что….
«Богатырь силен потому, что пил ключевую воду»
«Богатырь силен потому, что ел кашу»
«Богатырь силен потому, что делал зарядку»
«Богатырь силен потому, что пахал землю»
«Богатырь силен потому, что охотился»
«Богатырь силен потому, что ковал железо»
«Богатырь силен потому, что участвовал в битвах»
Вот мы и вспомнили, откуда у богатырей сила могучая. А сила им с рождения дана на добрые дела.
Воспитатель: Ребята, но мы забыли еще про одно оружие богатырей.
* Жезл короткий, шар в головке, Им ударить можно ловко. Между прочим, в старину, С ним ходили на войну… (булава)
Подойдите, пожалуйста к столам. Перед вами игровизор. Вам нужно дорисовать и вы узнаете, как же выглядит БУЛАВА богатыря. Молодцы(5 часть ключа)
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем выложить ключ по схеме. Все ли части ключа мы нашли?
(звучит звук сообщения. Приходит сообщение от Василисы Премудрой)
Василиса Премудрая: Спасибо вам, ребята. Вы настоящие богатыри, не побоялись Змея Горыныча, правильно выполнили все задания и освободили меня. Ваша смелость, дружба и знания помогли вам.
Воспитатель: Ребята, вы выполнили все задания, нашли ключ и освободили Василису Прекрасную из замка злого Змея Горыныча.
Подошло к концу наше путешествие в прошлое. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри. Вы все молодцы, были внимательными, ловкими, сообразительными. Пока вы ещё маленькие, но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих близких и друзей, не будете ссориться.
Андрей: Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам закрыть глаза и Ветер Перемен перенесёт нас обратно в детский сад.
Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный кубик. И с помощью него, я хочу узнать понравилось ли вам путешествие или нет и чем!