Светлана Кукаева
Bоdy percussiоn (боди перкуссия) в музыкальной деятельности дошкольников
▼ Скачать +Заказ
«Таланты создавать нельзя, но культуру можно создавать, то есть почву, на которой растут и процветают таланты». Эти слова принадлежат Льву Вячеславовичу Виноградову – профессиональному музыканту, педагогу, психологу, автору системы музыкального воспитания детей (от 0до 18 лет) и их родителей, в которой элементарное музицирование
сочетается с движением («Музицирование как деятельность общения»).
Публикация «Bоdy percussiоn (боди перкуссия) в музыкальной деятельности дошкольников» размещена в разделах
Хочу предложить вашему вниманию тему «Bоdy percussiоn (боди перкуссия) в музыкальной деятельности дошкольников».
Body Percussion (перкуссия тела-«тело-барабан») – техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца.
Техника "Body Percussion" помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя. Дети и танцоры, и музыканты одновременно.
Перкуссия (от лат. percussio — «постукивание») – многозначное слово:
1. Перкуссия - это группа ударных музыкальных инструментов, из которых звук извлекается ударом (молоточком, палочкой, колотушкой и проч.) или тряской (покачиванием, встряхиванием, переворачиванием и проч.) по звучащему телу (металл, дерево, кожа, пергамент, пластик).Это самая многочисленная группа музыкальных инструментов. К ним относятся бубен, маракас, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотка, деревянная коробочка, кастаньеты и десятки других этнических ударных инструментов. Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных оркестров и ансамблей.
2. Перкуссия в медицине— выстукивание больного (пальцем или молоточком) для определения по характеру звука состояния внутренних органов.
3. Музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента, по-английски называется Body Percussion (дословный перевод - «тело-барабан»). Данное направление сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.
Первые телесно-перкуссионные мелодии появились задолго до того, как человек додумался продолжить свои руки и ноги в барабанных палочках, вытянул губы в свирель, а вместо грудной клетки или бедер начал бить по натянутым кожаным мембранам и дереву.
С целью коммуникации африканцы на алмазных шахтах для разговоров между собой топали ногами в резиновых сапогах, создавая телесно-перкуссионную технику. Так рабы на плантациях в США, лишенные барабанов, решили общаться друг с помощью телесно-перкуссионной техники.
Немного позже перкуссия тела переросла в форму безмолвного протеста. Во времена индустриальной революции бастующие британцы стучали деревянными башмаками, ударяя их один о другой.
Как неотъемлемый элемент, музыка тела сохранилась в народных танцах и песнях по всему миру.
Немецкий педагог и музыкант Карл Орф (1895-1982) в результате музыкально-педагогической работы создал пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”.
Идея К. Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит принцип активного музицирования через активные движения.
«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» - говорил Карл Орф.
Так родилась система “body percussion” (с лат. «звучащие жесты») - это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей.
Двигательные упражнения в системе К. Орфа: пружинящие упражнения на месте, легкие покачивания корпуса, движения рук, сопровождающиеся «звучащими жестами».
Звучащие жесты - это звуки человеческого тела, которые являются первым музыкальным инструментом.
К. Орф вводит 4 типа звучащих жестов (шаги, хлопки, щелчки, шлепки) :
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Подобная элементарная музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый. Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры BodyPercussion мы видим в детской игре «Ладушки».
Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой».
Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность.
В современное время музыкальная перкуссия тела – это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение.
Современные виртуозы-перкуссионисты выступают как под аккомпанемент музыкальных инструментов, так и сольно.
Все же, перкуссия тела – это коллективная музыка. И чем больше людей создает звучащие жесты, тем интересней и впечатляюще получается.
Опытный перкуссионист чередует ритмические рисунки по разным частям его тела с добавлением «звуковых эффектов» :
• пощёчины с открытым и закрытым ртом,
• клацанье языком,
• свист,
• стук.
Оздоровительные возможности телесной перкуссии
Телесная перкуссия действует в трех областях:
• на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
• на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
• в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Приемы работы с детьми в технике боди перкуссия следующие.
Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне педагог начинает выразительно и ритмично декламировать текст песни.
Затем предлагает детям повторять текст по фразам, как эхо.
При повторениях ревой игры предлагает детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит. д. Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.
Речевые игры в технике «боди перкуссия»
для детей младшего и среднего дошкольного возраста
1. Игра-приветствие «Здравствуйте»
Взрослый: Здравствуйте, ручки!
Дети: Здравствуйте! (хлопают)
Взрослый: Здравствуйте, ножки!
Дети: Здравствуйте! (топают)
Взрослый: Здравствуйте, коленочки!
Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)
2. Игра «Лиса»
Уж как шла лиса домой, (Хлопок, шлепок по коленям)
Нашла книгу под сосной (Поочерёдно шлепки по коленям)
Она села на пенёк (Притопы)
И читала весь денёк. (Раскрыть ладони – смотреть в «книгу»)
3. Игра «Лепёшки»
Наберу мучицы, (Круговые движения по коленям)
Подолью водицы (Шлепки по коленям)
Для детей хороших (Притопы)
Напеку лепёшек. (Хлопки)
4. Игра «Листопад»
Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)
Лес осенний конопат (щелчки пальцами)
Листья рыжие шуршат (трут ладошку о ладошку)
И летят, летят, летят (качают руками)
5. Игра «Дождик»
Дождь, дождь, дождь с утра (Хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (Легкие прыжки на месте)
Шлеп по лужам, шлеп – шлеп! (Притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп! (Хлопки)
Дождик нас не поливает, (Грозят пальцем)
А скорее догоняет! (Убегают от дождика)
Речевые игры в технике «боди перкуссия»
для детей старшего дошкольного возраста
Игра «Цигали, Бугали и Ца»
Для пробуждения фантазии и введение в игру детям рассказывается история о фантастических существах - Цигали, Бугали и Ца. Педагог показывает, как они могут двигаться и интонирует их имена (например, «Цигали» - произносит в верхнем регистре, пискляво, «Бугали» - утрированно, низким голосом, «Ца» - в среднем регистре, коротко, утрированно). Затем, стоя в кругу, все по очереди пробуют быть этими существами, (передавая по-своему образы голосом, движениями, интонацией).
Ход игры
1 вар. Дети выучивают комбинацию движений за педагогом, темп можно постепенно ускорять от раза к разу.
Описание движений:
цигали - удар двумя ладошками по грудной косточке
бугали - удар двумя ладошками по коленям
ца - хлопок в ладоши
Комбинация движений:
цигали-цигали, ца-ца
бугали-бугали, ца-ца
цигали, ца
бугали, ца
цигали, бугали, ца
2 вар. Игра проходит в тесном кругу. Дети стоят парами лицом друг к другу, но повернувшись боком в круг, комбинация движений та же, что и в 1 вар., но на движение «ца» дети делают хлопок друг другу по ладошкам, как только дети выполнят комбинацию движений в первый раз, на вторую комбинацию (на повтор) дети поворачиваются на 180 градусов и оказываются лицом к партнеру, который до этого стоял за его спиной. Образуются новые пары, игра повторяется.
Музыкальные игры в технике боди перкуссии
Звучащими жестами можно сопровождать исполнение мелодий, песен.
Приведу пример игры «Веселые палочки»,помогающей понять и прожить музыку через активные движения.
Описание игры: дети сидят по кругу, перед ними лежат по две палочки. Звучит музыка Варламова «Кукушка». Дети отстукивают ритм вначале по коленям кулачками, щелчками, берут палочки и ритмично стучат ими, после чего перекатывают следующему ребёнку, игра продолжается по кругу.
Игра «Осенняя сказка»
Тихо бродит по дорожке (Хлопки согнутыми ладонями)
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, (Потирание ладоней)
Где дождинкой зазвенит. (Щелчки пальцами в воздухе)
Раздается громкий стук: (Притопы всей стопой)
Это дятел – тук, да тук!
Дятел делает дупло – (Притопы носком)
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, (Потирание ладоней)
По деревьям пошумел,
Громче завывает, (Притопы пяткой)
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон! (Щелчки пальцами в воздухе)
Капель бойкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет – (Все движения вместе)
Осень яркая идет!
В заключение хочу отметить, что применение инновационной методики ритмо-техники Bоdy percussiоn в работе с детьми дошкольного возраста влияет на всесторонне развитие способностей детей: познавательные процессы; зрительно-моторная координация; воображение, музыкально – ритмические способности.
Детям очень нравятся игры с музыкой и телом (со звучащими жестами).
Они с удовольствием включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле.
Желаю всем творческих успехов и новых интересных находок в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.