Ситчихина Анна Владимировна
Классный час «Блокадный Ленинград»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час.
Тема: «Блокадный Ленинград»
Цель и задачи:
1. Совершенствовать духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.
2. Развивать чувство гордости за свою страну.
3. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
4. Способствовать развитию мышления и познавательной активности обучающихся.
Публикация «Классный час „Блокадный Ленинград“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: подборка книг о Великой Отечественной войне, иллюстрации к беседе, запись песни «Медаль за оборону Ленинграда»
Ход.
1. Вводное слово учителя.
27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда – это трагический период в истории города. Осада города продолжалась около 900 дней: с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года.
Два миллиона 887 тысяч человек (включая 400 тысяч детей) оказались в кольце окружения. Сюда попали и войска, защищавшие город. Никто из них даже не думал сдаваться, несмотря на призывы немцев.
2. Беседа.
На защиту родного города поднялись все жители страны. В городе построили 35 км баррикад, 4170 дотов. Вместе с взрослыми ребята дежурили на крышах и чердаках при налетах вражеских авиаций. Они тушили зажигательные бомбы.
Продовольствие и топливные запасы – все это было ограничено. Их могло хватить не больше чем на 2 месяца. Весь общественный транспорт остановился. К зиме 1941-1942 года не осталось ни топлива, ни воды, не было электроэнергии и очень небольшой запас продовольствия. Хлеба в день выдавали примерно по 125 г (иллюстрация куска хлеба). Только за 2 месяца – январь и февраль 1942 год от голода и холода умерло 200 тысяч ленинградцев. Эта зима была самая холодная. От того, что сил не было, умерших так и оставляли на улице. Их просто заметало снегом (иллюстрация как везут умерших).
Многим известна печальная история 11 летней ленинградской девочки Тани Савичевой (портрет). О ней нам расскажет ваш одноклассник.
3. Выступление подготовленного обучающегося.
Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В своей записной книжке Таня сделала 9 коротких трагических записей:
1) 28 декабря 1941 год – в 12.00 умерла Женя.
2) 25 января 1942 года – в 3 часа умерла бабушка.
3) 17 марта 1942 года – в 5 часов утро умер Лека.
4) 13 апреля 1942 года – в 2 часа ночи умер дядя Женя.
5) 10 мая 1942 года – в 16.00 умер дядя Леша.
6) 13 мая 1942 года в 7.30 утра умерла мама.
7) «Савичевы умерли».
8) «Умерли все».
9) «Осталась одна Таня».
Враги надеялись, что голодные, замерзающие люди перестанут защищать город и сдадут его. Но город не сдавался. Продолжали работать заводы. Ленинград в течение всей войны оставался центром по производству оружия. У станков стояли все, кто был способен стоять на ногах. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 пулеметов и минометов, 10 миллионов снарядов и мин.
4. Знакомство со стихотворением.
Сейчас я вам прочитаю отрывок стихотворения Ольги Бернгольц «Ленинградская поэма»
Да, мы не скроем: в эти дни.
В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной «Дорогой жизни» (иллюстрация). По этой дороге вывозили ослабевших жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, учащихся, рабочих эвакуируемых с заводов и их семьи. Именно по этой дороге была отправлена в тыл умирающая от голода Таня Савичева. Люди на этой дороге работали в необычайно сложных условиях:
5. Чтение стихотворения:
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Наступила весна 1942 года. 25 марта 1942 года было принято решение об очистке города от завалов снега, льда, грязи, трупов. И уже 15 апреля 1942 года город был приведен в порядок силами изможденных ленинградцев и солдат местного гарнизона. В Ленинграде снова начали ходить трамваи.
В городе начали работать театры, музей. Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио.
22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда» (иллюстрация).
1 500 000 ленинградцев были представлены к этой награде. Из них 15 249 детей.
6. Прослушивание песни.
Эдуард Хиль исполнил песню «Медаль за оборону Ленинграда» Давайте ее послушаем.
В январе 1943 года блокада была прервана советскими войсками, а – 27 января 1944 года – была полностью снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа салюта.
7. Знакомство с книгами.
Многие советские писатели написали много книг, посвященных Великой Отечественной войне. Перед вами подборка книг, которые я советую прочитать всем:
1) Н. Ходза «Дорога жизни»
2) Борис Тарасов «Блокада в моей судьбе»
3) Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»
4) Валентин Катаев «Сын полка»
5) Борис Васильев «А зори здесь тихие»
6) Александра Бек «Волоколамское шоссе»
В каждой книге писатели описывают подвиг советского народа. «Умрем, но сдаемся» - был девиз советского народа.
8. Рисование.
Сейчас я предлагаю вам нарисовать рисунок на тему: «Дети против войны!» (выставка рисунков)
9. Итог:
• О чем мы с вами сегодня говорили?
• Что нового вы узнали для себя?
• Что понравилось?
• Что не понравилось и почему?
• Что запомнилось больше всего?
• Чему учит нас это знакомство?