Марченко Ольга
«Березы тоже плачут». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Модель занятия
на тему:
средняя группа
Воспитатель: О. В. Марченко
г. Тайшет
Цель: Уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Показать экопозитивное и эконегативное отношение человека к природе. Продолжать формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе.
Публикация «„Березы тоже плачут“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Ход занятия
Звучит песня «С чего начинается Родина» в исполнении М. Бернеса. Педагог спрашивает у детей : «О чём поется в этой песне? Как вы думаете, что такое Родина? У каждого жителя земли есть своя Родина. Родина – это место, родился и живет. Как называется наша Родина? Когда жители Африки произносят слово Родина, они представляют пальмы и пустыни, жители Египта – пирамиды и реку Нил. А что представляете вы, когда говорят о России? Жители Других стран, говоря о России, представляют снег, медведей и матрёшек. Многие жители нашей страны, думая о Родине, вспоминают её неповторимую природу. В особенности русскую березу. Как вы думаете почему?»
Выслушав ответы детей, педагог читает стихотворение о березе :
Словно девица русская, приумолкнув стоит,
Над речушкой берёзка листвой шелестит.
Только ветер играет в косах длинных листвы,
Только звезды мигают ночью ей с высоты.
Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза - частица России моей.
Педагог рассказывает: «Береза – очень красивое дерево, оно растет во всех уголках нашей необъятной Родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений; она неприхотлива к почве вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. Березы бывают разные по размеру и форме. На юге встречаются берёзы огромные, стройные, как мачты; их темная листва прижимается к стволам. На севере растут карликовые березы, им никак не удаётся разогнуть стан и подняться от земли. Но у всех берёз очень необычная кора. Чем необычна кора берёзы? (Педагог выслушивает и обобщает ответы детей.) Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору березы называют берестой. Береста – это защитный покров дерева, она непроницаема для воды и газа. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины – довольно крупные черные черточки, идущие по стволу. Они называются чечевички, через них береста дышит».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть лежащие на столе кусочки березовой коры. Дети делятся своими впечатлениями. Затем педагог продолжает свой рассказ: «Береста состоит из тонких слоев. Очень давно, когда люди ещё не научились делать бумагу, на бересте писали. Берестяные грамоты, пролежав в земле много лет, дошли до нас целыми и невредимыми. Из них мы смогли узнать о жизни нашего народа в далекие времена. Ещё из бересты делают много красивых вещей. Кто может сказать, что делают из бересты? (Шкатулки, украшения, туески, разную посуду.) многие поэты, писатели, музыканты и художники передавали в своем творчестве красоту этого дерева. Назовите их имена. Вспомните стихи, потешки, загадки о березе, расскажите. Каким ласковым словом можно назвать это дерево? (Ответы детей.) Не только своей красотой покорила берёза народ нашей страны. Издавна люди знали о полезных свойствах этого дерева».
У детей на подносах лежит дегтярное мыло, березовые почки, веточки и листья. Педагог предлагает их рассмотреть. Затем спрашивает: «Для чего все это нужно человеку? Березовый веник изгоняет болезни и дает бодрость и силу. Заваренными берёзовыми почками лечат многие болезни. Березовыми листьями красят на Пасху яйца. Дегтярное мыло помогает при кожных заболеваниях. Весной деревья просыпаются и у них начинается сокодвижение. У берёзы сок особенно вкусный. Вот и стали люди употреблять берёзовый сок для укрепления своего здоровья. Кто пробовал берёзовый сок? А знаете ли вы, как правильно брать у берёзки сок? После того как сделали в дереве надрез и набрали сок, нужно ранку замазать глиной. В старину у славян год начинался не зимой, а весной Поэтому Новый год встречали не с елью, а с берёзой. В это время крестьяне приступали к сельскохозяйственным работам. Ввиду того что весна на юге и севере приходит на разные сроки, берёзозолом на юге называют март, а на севере апрель. Берёзозол – март – был первым месяцем года до пятнадцатого века. И сегодня, как в древности, люди ходят в берёзовый лес отдохнуть душой и телом, набраться сил, попросить у берёзки помощи, только вот нужно помнить, что брать всего необходимо с умом, не нанося неповторимый вред природе».
В конце занятия воспитатель предлагает детям попробовать берёзовый сок.
На занятии по рисованию дети рисуют берёзу в разные времена года. Затем проводится музыкальное развлечение, где дети водят хороводы вокруг берёзки, играют в игры, читают стихи и поют песни.