нина пязина
Конспект НОД по познавательному развитию «Башкортостан — мой край родной!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема: «Башкортостан - мой край родной"
Цели:
Дать детям представление о родине. Воспитывать любовь и уважение к Родине, чувство ответственности перед Родиной.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Башкортостан — мой край родной!“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Продолжать знакомить детей с понятием "Родина". Закрепить знания символов нашей страны России и нашей республики Башкортостан, формировать и систематизировать знания детей о растительном и животном мире родного края, развивать познавательные способности, воспитывать любовь, уважение к своей отчизне.
Предварительная работа: рассматривание герба и географической карты РБ, заучивание стихов про республику, рассматривание символов РФ и РБ.
Оборудование: Интерактивная доска, ноутбук, иллюстрации с изображением герба, флага России и республики Башкортостан, портреты президентов, полоски для составления флагов (красный, белый, синий, зелёный, музыкальный инструмент курай.
Организационный момент.
(музыка)
Дети входят в группу. Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь встанем все в круг.
(Дети собрались возле воспитателя, чтобы привлечь внимание детей, проводится небольшая разминка).
Здравствуй, солнце золотое (нарисовать руками круг)
Здравствуй, небо голубое (руки вверх, помахать кистями)
Здравствуй, вольный ветерок (покачивание руками вверху)
Здравствуй, маленький дубок (прижать плечи друг к другу)
Здравствуй, утро - (руки в стороны)
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень! (прижать ладони к груди, затем протянуть вперед)
Здравствуйте!
Основная часть.
Воспитатель: В народе говорят: "Самое дорогое, что есть у человека,- это мама и родина". Родиной мы зовем страну, в которой живем. Скажите, как называется наша страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
В: Правильно. Страна, в которой мы живем, называется Россия. В нашей стране много городов, лесов, рек, озер. Леса, реки, озера - это богатство нашей страны. Россия - самая большая страна в мире. Россия - наша Родина. В каждой стране есть главный город. Главный город страны называется столица. Как называется столица России?
Дети: Москва.
Воспитатель: В России много областей и республик. Знаете ли вы, ребята, в какой республике мы живем?
Дети: В Башкортостане.
Воспитатель: Свою республику, город, т. е. то место, где мы родились, и где находится наш дом, мы называем "малой родиной". Сегодня мы поговорим о малой родине, о нашей республике.
Воспитатель: На карте России, именно посередине, лежит красивая и маленькая республика Башкортостан. Башкирские поэты, прославляя нашу республику, написали много стихов. Давайте послушаем Ульяну. Она расскажет стихотворение Рустама Гафурова «Край родной Башкортостан»
Я люблю степной простор,
Вольный мой Башкортостан.
Я люблю седины гор,
Мудрый мой Башкортостан.
Я люблю твоих людей,
Добрый край Башкортостан.
Слава Родине моей,
В сердце ты Башкортостан!
Я люблю твои поля,
Хлебный мой Башкортостан.
Здесь медовая земля,
Жемчуг мой Башкортостан.
Воспитатель: Прославляя свою Родину народ «сложил» пословицы. Давайте мы их вспомним.
Родная земля вовек не наскучит.
Родная земля – дороже золота.
Родина-мать – умей за нее постоять.
Нет вкусней водицы, чем у родной криницы
Везде хорошо, но милее Родины нет
Воспитатель: И это все о нашей Родине. Спасибо, ребята! Мы знаем, что у нашей Родины есть правители и символы. Посмотрите, чей это портрет?
Дети: Владимир Владимирович Путин
Воспитатель: Кто он?
Дети: Президент России.
Воспитатель: А как зовут Главу Республики Башкортостан?
Дети: Хабиров Радий Фаритович
Воспитатель: Молодцы. Знаем еще три главных символа: герб, флаг и гимн. Дети, это флаг какой страны?
Дети: России.
Воспитатель: Флаг трехцветный. А что они символизируют! Белый - чистоту, синий - небо, Красный - цвет крови, родства. Вторым символом является герб. Он символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Воспитатель: А это какой флаг?
Дети: Флаг Республики Башкортостан.
Воспитатель: Флаг республики Башкортостан, как и флаг России - трехцветный. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).
А вы знаете, что они означают. Синий цвет – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – цвет жизни.
Игра «Собери флаг»
Давайте с вами поиграем в игру «Собери флаг РБ» (несколько детей из полосок цветной бумаги собирают флаг РБ)
Воспитатель: Молодцы ребята у вас замечательно получилось!
Воспитатель: Герб республики Башкортостан символизирует дружбу народов, доброту.
(Герб республики Башкортостан).
Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он - Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин - джигит).
А еще символом является гимн. Когда звучит эта торжественная музыка? (На праздниках, торжествах). Правильно. Как его слушать? (Стоя, не разговаривая).
Воспитатель: Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. Существует легенда о том, как появился этот инструмент. Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки. Хотите послушать, как звучит курай?
(Включается аудиозапись).
Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.
- Но для начала скажите, что такое природа?
- Правильно, все, что нас окружает: леса, горы, реки, озера, животные, птицы, насекомые – это и есть природа. Наши леса богаты деревьями и кустарниками, ягодами и грибами, цветами и травами, животными, птицами и насекомыми
Богата и разнообразна природа Башкортостана.
- А кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России? (Ответы детей).
В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь.
Республику пересекают Уральские горы.
(Показ слайда)
Уральские горы имеют очень много названий. В переводе с тюркского – это «Пояс». «Камень. Каменный пояс».
Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Звали этого великана Урал. Пояс был огромный. Однажды великан снял с себя этот пояс и положил через всю землю. Уральские горы славятся своими сокровищами: железом, золотом, драгоценными и цветными камнями
Воспитатель: Башкортостан – республика лесов, которые занимают почти 40% территории.
Лес оказывает большое влияние на климат, на водный режим, состав воздуха. Лес можно назвать «лёгкими планеты». А теперь отгадайте, какие деревья растут в лесах нашего края.
Дети: береза, липа, сосна, ель, дуб, осина, клен.
А сколько различных животных и птиц водится в наших лесах! Назовите их.
Дети: Бурый медведь, рысь, волк, лиса, белка, лось, заяц, журавль, степной орел, филин, дикая утка, лебедь, дятел).
В Башкортостане обитает множество видов редких животных: марал, ушастый еж, выхухоль, сапсан, черный гриф, орлан - долгохвост, серая куропатка.
(показ на экране)
Воспитатель: Природа Башкортостана славится не только своими лесами и полезными ископаемыми. Есть у нее и другие богатства: бескрайние степи, полноводные реки и озера, целебные источники. В Башкортостане более 600 рек и около 800 озер.
Как называется самая большая, глубокая, длинная река нашей республики?
Дети: Река Белая
Воспитатель: А как называется наш город?
Дети: Город Уфа
Воспитатель:
(Показ слайда)
А какие еще города есть у нас в Башкортостане?
Ответы детей: Стерлитамак, Сибай, Бирск, Салават итд.
Воспитатель: Самое большое озеро - Аслыкуль. Это озеро называют башкирским морем. Озеро Аслыкуль похоже на море, вода в нем удивительно голубая. Длина озера 8 км, а ширина 5 км.
(Показ слайда)
Воспитатель: Башкирский мед широко известен в стране и за ее пределами. В далеком прошлом башкиры – коренные жители края – занимались бортничеством (сбором меда диких пчел).
Воспитатель: Башкиры – некогда кочевой народ. Очень давно они жили в юртах, готовили себе еду на костре, освещали свое жилище лучиной, но сегодня они живут в своих собственных домах, в благоустроенных квартирах.
Физминутка игра «Юрта»
Воспитатель: - Но главное наше богатство нашей республики – это люди.
- Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана.
Дети: Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы.
Воспитатель: Правильно. Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике. Это добрые, веселые, гостеприимные и трудолюбивые люди. Все они очень любят свой родной край и хотят, чтобы он стал еще красивее и богаче.
(показ слайда)
- Молодцы ребята, вот наше занятие подошло к концу.
Рефлексия:
Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что не понравилось? В чем было затруднение? (Ответы детей).
- О чем мы сегодня говорили?
Сегодня мы говорили о родном Башкортостане. Хочется пожелать, чтобы в нашем благодатном крае царили мир и взаимопонимание, чтобы все люди были здоровы, счастливы и жили дружно.