Приложение МААМ

Методика начального разучивания двигательного действия

Александра Пономарёва
Методика начального разучивания двигательного действия
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В работе кратко обоснована актуальность и значимость двигательного развития детей дошкольного возраста, продиктованная требованиями нормативных актов в области дошкольного образования. Рассмотрены методические принципы построения техники основных видов движений, а так же методика начального разучивания двигательных действий, цель которого – сформировать основы техники движения и добиться того, чтобы обучаемый начал выполнять эти движения хотя бы в более общих чертах.

Публикация «Методика начального разучивания двигательного действия» размещена в разделах

Ключевые слова: физическое воспитание, сила, выносливость, двигательная активность, виды движений, методика обучения основным видам движений.

METHOD OF INITIAL LEARNING OF MOTOR ACTION

Annotation. The work briefly substantiates the relevance and significance of the motor development of preschool children, dictated by the requirements of regulations in the field of preschool education. The methodological principles for constructing the technique of basic types of movements are considered, as well as the methodology for the initial learning of motor actions, the purpose of which is to form the foundations of movement techniques and ensure that the student begins to perform these movements, at least in more general terms.

Key words : physical education, strength, endurance, motor activity, types of movements, methods of teaching basic types of movements.

Введение (актуальность исследования). Актуальность исследования заключается в том, что исходя из требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и положений Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из приоритетных задач дошкольного образования является воспитание физически развитого ребёнка. В соответствии с ФГОС ДО задачи образовательной области «Физическое развитие» включают: приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Однако, изучение показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста свидетельствует о тревожных тенденциях, которые продолжают усугубляться в настоящее время (примерно от 30% до 40% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития). Психологи и педагоги отмечают общую для детских дошкольных организаций тенденцию – снижение двигательной активности детей, а для ребенка-дошкольника потеря в движениях – это потеря в здоровье, развитии, знаниях.

Цель: изучить методику начального разучивания двигательного действия.

Методика и организация исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, методических рекомендаций, педагогического опыта по проблеме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие основных движений (ползанье, ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание) необходимых в повседневной жизни и в игровой деятельности. Основные виды движения способствуют формированию правильной осанки, профилактике опорно-двигательного аппарата, развивают ориентирование в пространстве, физические, нравственные и волевые качества. И, по мнению А. С. Гучановой, для обучения детей основным видам движений рекомендуется использовать разнообразное традиционное и нетрадиционное физкультурное оборудование, и разные варианты выполнения двигательных действий :

смена способов выполнения действий (ходьба сменяется бегом на ускорение, по хлопку выполнить прыжок вверх);

упражнения в условиях ограничивающий или исключающий зрительный контроль;

применение необычных исходных и конечных положений (и. п. – спиной вперед, из упора присев);

введение дополнительных объектов, требующих срочной перемены действий (ловить волейбольный, резиновый не ловить);

неустойчивой опоры (прыжки на правой ноге);

выполнение упражнений с чередованием рук (ведение мяча вперед–правой рукой, в обратном направлении – левой);

изменение мышечных усилий (броски набивного мяча с разными по размеру мячами) [1].

Обучение по каждому виду основных движений представлены в программе образовательного учреждения и определены для каждой возрастной группы. Степень сформированности основных видов движений, от уровня которых зависит развитие физических качеств, проверяется тестами. Тесты оценивают степень владения техникой основных видов движений и по итогам вносятся необходимые поправки.

С. А. Князькова отметила, что в старшем дошкольном возрасте утренняя гимнастика проводиться каждый день по 10-12 минут, занятия по физической культуре проводятся 3 занятия в неделю, продолжительностью 30 минут, в утренние часы, третье занятие – на улице. Каждая часть занятия по физической культуре решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются упражнения, продумывается методика их проведения и выполнения, подготовка спортивного зала, спортивной площадки и инвентаря [2]. По мнению О. Ю. Логвиновой, при проведении физкультурного занятия по обучению основным видам движений необходимо использовать разные способы организации (фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный) и их чередование в зависимости от цели, задач, типа и вида физкультурного занятия [3]. В. И. Мишанина обращает внимание на то, что каждое физкультурное занятие проводиться в соответствии с программой и перспективным планом, состоит из трех структурных частей: подготовительной (5-7 минут, основной (20-25 минут) и заключительной (3-5 минуты) [4].

Первая часть физкультурного занятия направлена на активизацию внимания и подготовки организма к предстоящим нагрузкам. Применяются игровые задания с целью организации детей, мотивации к предстоящему занятию – упражнения на внимание, загадки, речитатив. Даются строевые упражнения, ходьба, бег, упражнения для коррекции осанки и профилактике плоскостопия, относительно умеренной нагрузки.

Вторая часть физкультурного занятия имеет высокую степень нагрузки. В основной части даются общеразвивающие упражнения, для укрепления и развития мышц и опорно-двигательного аппарата, с предметами и без предметов, гимнастические упражнения. В зависимости от цели занятия ставятся задачи обучения основных видов движений, развития или закрепления ранее пройденного материала. В структуре занятия два основных вида движений идут на повторение и одно новое. Для изучения новых двигательных действий даются упражнения средней и низкой интенсивности в качестве подготовительных и подводящих упражнений. Необходимо давать упражнения в сочетании основных движений с ориентированием в пространстве, на развитие физических качеств, координацию и равновесие.

На каждом физкультурном занятии проводится игровое упражнение или задание на три комбинированных упражнения, формируя при этом умения проявлять волевые и физические качества (ходьба по скамейке – прыжок из обруча в обруч – обратно ускоренный бег или проползти по скамейке–подбросить мяч вверх 3 раза – обратно ускоренный бег).

В третьей части идет постепенное снижение двигательной активности, восстановление частоты сердечного пульса и дыхания. Выполняется игровое упражнение на внимание, дыхательная или пальчиковая гимнастика для приведения организма в состояние покоя, подведение итогов, организованный выход с места занятия.

Л. И. Пензулаева пишет, что обучение техники основных движений строится с учетом методических принципов : доступности и наглядности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, чередование нагрузки и отдыха, с учетом индивидуальных особенностей детей. Это необходимо для повышения уровня качественных показателей и развития двигательных функций организма [5].

Методика обучения основным видам движений состоит из трёх этапов, и, первый этап – это этап начального разучивания двигательных действий, цель которого состоит в том, чтобы сформировать у детей дошкольного возраста основы техники движения и добиться того, чтобы обучаемый начал выполнять эти движения хотя бы в более общих чертах. Формирование и выполнение данного этапа базируется на достижение нескольких приоритетных задач, а именно:

1. Сформировать зрительное представление о двигательном действии.

2. Способствовать формированию смыслового представления о действии и том, как корректно выполнять его, оказавшись в различных условиях.

3. Создать двигательное представление об опорных точках (это становится возможным благодаря освоению детьми упражнений и элементов действия, которые считаются подводящими).

4. Добиться целостного выполнения двигательного действия. Если у ребенка дошкольного возраста не удается выполнить действие идеально, то важно добиться, чтобы он мог выполнить действие в более общих чертах, осознавая свои действия при этом.

5. Предупредить возможные значительные отклонения в технике действия. Если искажение возникло, то на данном этапе требуется оперативно устранить его [6].

Важно помнить о том, что в решении этих задач крайне важно соблюдать поочередность. Представления о технике выполнения двигательного действия формируются у ребенка только в результате подробного объяснения, восприятия этих движений, наблюдения за движениями. На этом этапе можно пользоваться наглядными пособиями, фото- и видеоматериалами, а инструктор по физической культуре или воспитатель может на собственном примере показывать все этапы выполнения упражнения. Все эти действия воссоздают ориентировочную основу, а без нее невозможно освоение техники действия и доведение этой техники до приближенного идеала.

Двигательное действие может разучиваться как в целом, так и по частям. Все зависит от особенностей изучаемого действия, от сложности его техники, индивидуальных особенностей ребенка дошкольного возраста и уровня его подготовленности. Чем выше уровень, тем быстрее он будет воспринимать новые формы двигательных действий, и тем быстрее он освоит их. Нельзя забывать о том, что на начальном этапе разучивания могут быть продемонстрированы некоторые ошибки в выполнении и освоении действий : лишний и ненужные движения, которые только осложняют основное движений, искажение движения по амплитуде и искажение по направлению, нарушение двигательного ритма и излишняя закрепощенность движений. Чтобы избежать ошибок, важно понять эту ошибку, понять специфику двигательного действия. Если это требуется, то двигательное действие может быть продублировано инструктором по физической культуре или воспитателем, а также они могут показать движение сразу на ребенке, чтобы он почувствовал, какие части тела и мышцы задействованы, и как обращаться с ними в момент движения.

Заключение.

Таким образом, одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие основных движений, которые способствуют формированию правильной осанки, профилактике опорно-двигательного аппарата, развивают ориентирование в пространстве, физические, нравственные и волевые качества. Благодаря основным движениям у детей совершенствуется координация движений, укрепляются мышцы рук и ног, туловища, суставы, сердечно сосудистая, дыхательная, нервная системы, они способствуют развитию психофизических качеств. Разучивание двигательных действий осуществляется в несколько этапов, и, первый этап – это этап начального разучивания двигательных действий, цель которого состоит в том, чтобы сформировать у ребенка дошкольного возраста основы техники движения и добиться того, чтобы он начал выполнять эти движения хотя бы в более общих чертах.

Список литературы:

1. Гучанова А. С. К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2021. № 14(356). С. 119-121.

2. Князькова С. А. Роль двигательной активности в развитии дошкольников // В сборнике: Мировые тенденции специального и инклюзивного образования. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 122-124.

3. Логвинова О. Ю., Арутюнян З. А. Двигательная активность дошкольников в режиме дня // В сборнике: Наука и образование: теоретический и практический потенциал. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2021. С. 58-59.

4. Мишанина В. И., Чернышева Е. В. Развитие двигательной активности дошкольников // В сборнике: Физическая культура и спорт: воспитание гражданина России. Материалы научной (национальной) конференции. 2018. С. 73-74.

5. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе. М. : Мозаика-Синтез, 2019112 c.

6. Песцова О. А., Жучкова А. Д. Применение подвижных игр для воспитания физической культуры у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 15 ноября 2023 года. Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2023. С. 416-418.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Фотоотчет о проведении профилактической беседы с подростками «Противоправные действия. Права и обязанности»Фотоотчет о проведении профилактической беседы с подростками «Противоправные действия. Права и обязанности» Беседа «Противоправные действия. Права и обязанности». Цель: обосновать необходимость соблюдения нравственных норм, воспитание правового.

Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образованияФотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образования Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов образования. 3 ноября на базе нашего МБДОУ «Радуга» прошло районное методическое.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Глагол. Действия» Уважаемые коллеги! Я с удовольствием продолжаю работу над информационным проектом. И начинаю новый раздел – ГЛАГОЛ. Говорить, сегодня мы.

Конспект НОД в младшей группе «Методика разучивания подвижной игры «Капельки и тучки»Конспект НОД в младшей группе «Методика разучивания подвижной игры «Капельки и тучки» Конспект НОД в младшей группе «Методика разучивания подвижной игры «Капельки и тучки». МБДОУ Д-С №27 «Бобренок». Конспект непрерывной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика начального разучивания двигательного действия
Опубликовано: 8 октября 2024 в 07:38
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика начального разучивания двигательного действия» (включая файлы) размещена пользователем Александра Пономарёва (УИ 3467578) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД