Вера Калинина
Гигиенические основы закаливания детей и подростков
Гигиенические основы закаливания детей и подростков.
Важным средством физического воспитания является закаливание, которое укрепляет здоровье, делает человека способным без каких-либо отрицательных воздействий переносить жару и холод, значительные перепады внешней температуры, сохраняя при этом хорошее самочувствие и высокую работоспособность.
Закаливание не только повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, но и является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание роста и развития ребенка.
Особенно необходимо закаливание для детей с нарушениями в состоянии здоровья, т. к. оно стимулирует защитные силы организма и способствует его оздоровлению.
При этом надо помнить, что закаливание предполагает не одну какую-либо закаливающую процедуру, а целый комплекс мероприятий, тесно связанный со всеми другими составляющими режима дня.
У ребенка отдача тепла больше, чем у взрослого в 5 раз, а образование тепла больше, чем у взрослого в 2 раза. И это не случайно. Организму детей, особенно первых месяцев жизни, необходимо отдавать тепло, иначе наступает перегревание, вместе с тем у малыша быстрее, чем у взрослого, наступает переохлаждение. Поэтому при организации ухода, закаливания, воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста необходимо учитывать особенности их терморегуляции.
Под влиянием закаливания в теплорегуляторные реакции вовлекаются сердечно-сосудистая, дыхательная и другие системы организма. Деятельность их постепенно перестраивается, что существенно расширяет компенсаторные функциональные возможности организма.
Физиологическая сущность любой закаливающей процедуры состоит в том, что она представляет собой дозированную модель природных стихий, за-ведомо преодолимую, но требующую привыкания к дискомфорту и полезного физиологического напряжения. Давним и весьма распространенным является заблуждение, что комфорт — это благо, что человеку нужно щадить себя и стараться экономить силы.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
1. Учет индивидуальных особенностей ребенка, его состояния здоровья, условий жизни и среды, индивидуальных свойств его нервной системы и организма в целом. Этот принцип закаливания особенно важен для детей с нарушением в состоянии здоровья. Перед проведением закаливающих процедур детей необходимо распределить на группы по состоянию здоровья.
2. Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия при проведении закаливающих процедур. Закаливание основано на способности растущего организма медленно приспосабливаться к изменению условий окружающей среды. Переход от более слабых по нагрузке закаливающих процедур к более сильным должен проводиться постепенно. Это касается продолжительности воздушной или солнечной ванны, снижения температуры воды при водных процедурах и др. Особенно важна эта постепенность для детей ослабленных. Также необходимо учесть, что скорость перехода от менее сильных воз-действий к более сильным определяется физиологическим состоянием конкретного ребенка, его непосредственной реакцией на раздражение. При слишком резком увеличении раздражения можно получить отрицательную реакцию в виде переохлаждения или перегревания, но в то же время надо помнить, что крайне незначительное увеличение раздражения не сопровождается выработкой закаленности. Для поддержания реакции на оптимальном уровне для каждого возрастного периода установлены определенные значения температуры воды и воздуха, используемые в процессе закаливания.
3. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года без перерыва.
Систематичность использования закаливающих процедур вызвана тем, что в основе закаливающего действия физических факторов лежит условный рефлекс. При прекращении закаливания происходит быстрое угасание выработанных рефлексов, а перерыв в закаливании на 2–3 недели приводит к необходимости начинать процесс закаливания с первоначального этапа.
Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение всего года можно только в том случае, если они прочно войдут в распорядок дня ребенка и органически сольются с обычными мероприятиями, проводимыми в различное время суток.
4. Комплексное использование всех природных закаливающих факторов (воздух, вода, солнечные лучи) совместно с физическими упражнениями и правильное разнообразное их сочетание.
5. Проведение закаливающих мероприятий на положительно-эмоциональной основе детей. При положительном эмоциональном настроении легче вырабатываются положительные условные связи и в дальнейшем ребенок охотно принимает закаливающие процедуры, которые ассоциируются у него с хорошим настроением. Положительные эмоции почти полностью исключают негативные эффекты охлаждения. Сознательное отношение детей к закаливанию, заинтересованность в нем создадут нужный психологический настрой и тем самым обеспечат успех закаливания.
СРЕДСТВА ЗАКАЛИВАНИЯ.
Средства закаливания различаются:
по действующему фактору (воздух, вода, солнце);
силе воздействия (местные и общие);
продолжительности воздействия.
Начинают закаливание с более мягких воздействий, т. е. с местных закаливающих процедур.
Специальные закаливающие процедуры:
Воздушные ванны делятся на общие и местные. Местные воздушные ванны для детей младшего школьного возраста включают сон на открытом воздухе летом и с открытой форточкой зимой, проведение утренней гимнастики в проветренном помещении в облегченной спортивной форме, проведение уроков физкультуры, пребывание на пришкольном участке, прогулки после школы в соответствующей одежде. Общие воздушные ванны можно начинать в комфортных условиях, при отсутствии каких-либо острых простудных заболеваний и темпера-туре воздуха не ниже 22–24 С, скорости движения воздуха 0,1 м/с, относительной влажности 40–65 %, затем постепенно температуру воздуха можно снижать до 15 С (на 1 С через 2–3 дня). В начале продолжительность воздушной ванны составляет 3–5 минут, а затем ее доводят до 10–15 минут при температуре 15 °С.
Применение воздушных ванн требует соблюдения следующих правил:
процедуры проводятся не позже чем за 1 ч до и не раньше чем через 1,5 ч после еды, нельзя принимать их натощак;
воздушные ванны можно принимать практически в любое время; оптимальным является время с 8 до 18 ч;
рекомендуется сочетать их с умеренной мышечной активностью: ходьбой, работой на пришкольном участке, подвижными играми и т. п. ;
место для приема воздушных ванн должно быть защищено от резкого ветра;
не рекомендуется более двух общих воздушных ванн в день;
во время воздушных ванн необходим контроль за самочувствием детей.
Водные процедуры являются обязательной составной частью комплекса закаливающих мероприятий. Они могут быть местными (умывание, закаливание носоглотки, обтирание, обливание и контрастные местные процедуры) и общими (обтирания, обмывания, души, купания, контрастные общие процедуры).
Начальным этапом закаливания является умывание. Водой комнатной температуры (18–20 С) моют лицо, шею, руки утром и после школы, а вечером — еще и ноги. Это необходимо как с гигиенической точки зрения, так и с целью закаливания.
Закаливание носоглотки.
Носоглотка — одно из холодноуязвимых мест. Для ее закаливания надо использовать полоскание горла водой с понижающейся температурой от 28 до 18 °С, обтирание шеи (рекомендуется проводить во время утреннего туалета). В сильные морозы рекомендуется защищать горло и миндалины от прямого воздействия холодного воздуха при дыхании. Для этого кончик языка прижать к внутренним поверхностям верхних зубов. При вдохе холодный воздух будет «обтекать» его и нагреваться, что исключит охлаждение миндалин и горла.
Местное влажное обтирание рекомендуется проводить во время утреннего умывания. Обтираются руки и туловище до пояса варежкой из мягкой ткани, смоченной в воде с температурой +34 С. Температуру воды постепенно снижают на 1–2 С в течение 5–6 дней и доводят до 28 С для ослабленных детей и до 20 С для здоровых. Сухое обтирание кожи следует непосредственно за влажным, осуществляется мягким сухим полотенцем с применением легкого массажа кожи поглаживающими движениями в направлении от кисти к плечу и круговыми движениями по поверхности спины, груди, боков.
Обливание стоп. Производится из лейки или кувшина. Ребенок садится на стул или табурет, ноги ставит в таз. Воду льют на нижнюю треть голеней и на стопы. Длительность обливания — 25–30 с. Температура воды вначале составляет 28–27 С, через каждые 10 дней ее снижают на 1–2 С; конечная температура не должна быть ниже 10 °С. После обливания ноги тщательно вытирают, особенно между пальцами. Эту процедуру необходимо проводить вече-ром не позже чем за 1 ч до отхода ко сну.
Обливание туловища производят из кувшина или лейки, держа их не дальше 20–25 см от тела, чтобы избежать сильного механического воздействия потока воды, в следующем порядке: спина, грудь, живот, левая, правая рука, левая, правая нога. Голову обливать не рекомендуется. Начальная температура воды для младших школьников зимой не ниже 30 °С, летом не ниже 28 °С, а конечная (предельная) соответственно 20 и 18 °С. Ее снижение производят по-степенно через каждые 10 дней.
Купание в открытых водоемах — очень эффективное средство закали-вания, т. к. на организм одновременно воздействует солнце, воздух и вода.
При купании надо соблюдать следующие правила:
купаться можно не раньше чем через 1–1,5 ч после еды и не позже чем через 1ч до нее;
лучше проводить в послеполуденные часы, когда вода успевает прогреться
в воде рекомендуется активно двигаться: плавать, играть в мяч и т. п. ;
во время купания необходим контроль над самочувствием детей. При первых признаках переохлаждения — бледность и синюшность кожи, «гуси-
Солнечные ванны. Оптимальное использование солнечных лучей благо-приятно сказывается на функциях целого ряда физиологических систем: улучшается работоспособность и состав крови, усиливается обмен веществ, повышаются защитные силы организма, улучшается сон, усвояемость витаминов, вырабатывается витамин Д. Необходимо учитывать и бактерицидное действие солнечных лучей. Однако нельзя злоупотреблять солнечными лучами. Противопоказаниями для приема солнечных ванн являются: повышенная температура тела, катары верхних дыхательных путей, острые воспалительные процессы в легких, почках, желудочно-кишечном тракте, декомпенсированные пороки сердца, повышенная возбудимость центральной нервной системы, сильное истощение и малокровие, фотодерматозы, ревматизм, хронические болезни.