Галина Абдикеева
Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности «Азбука пожарной безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Азбука пожарной безопасности» Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности
Разработала воспитатель 1 категории Абдикеева Галина Николаевна
Программное содержание проекта.
Публикация «Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности „Азбука пожарной безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности; учить осторожному обращению с огнём; воспитывать уважение к профессии пожарный, их нелёгкому труду.
- Продолжать развивать умение вступать в общение с педагогом, со сверстниками своей группы, проявлять способность разговаривать доброжелательным тоном, слышать и слушать сверстников, взрослого. Совершенствовать навыки сотрудничества. Способствовать накоплению социального опыта. Побуждать детей логично и связно высказывать суждение, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Цель проекта : Формировать у старших дошкольников элементарные представления о пожарной безопасности на природе и дома.
Основные задачи проекта :
1. Расширять знания детей о правилах поведения во время пожара.
2. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к окружающему миру и своему здоровью.
3. Создание условий для изучения и соблюдения правил безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
4. Развитие навыков коммуникативного общения.
5. Развитие познавательной и активной речи через наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
6. Развивать творческие способности (рисование, аппликация, лепка).
Коррекционно-развивающие задачи:
Формирование словаря. - Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о пожарной безопасности.
-Помогать детям употреблять слова в точном соотнесении со смыслом,отрабатывать интонационную выразительность речи.
-Продолжать развивать правильное диафрагмальное дыхание.
- Продолжить формировать умение составлять простые и сложные предложениЯ.
-Помогать детям правильно употреблять существительные в роде.
-Совершенствовать диалогическую форму речи.
-Поощрять попытку высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Основные этапы проекта :
1. Выбор и постановка проблемы.
2. Поиск возможных вариантов решения проблемы.
3. Сбор материалов (книги, иллюстрации, фото, рисунки, стихи)
4. Работа с родителями.
5. Выставка детского творчества.
6. Инсценировки, игры.
«Азбука безопасности»
- Учебные занятия
- Беседы
Художественное творчество:
- рисование;
- аппликация;
- выставка детского творчества.
Работа с родителями:
- ширма-передвижка
- конкурс рисунков «Чтобы не случилось беды»
Игра:
- дидактическая;
- подвижная;
- сюжетно-ролевая;
Художественное слово:
- стихи;
- загадки;
- литературные произведения: С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Н. Афанасьев
«Как сгорел дом», «Кошкин дом»,«Пожарные собаки», и т. д.
Беседа «Эта спичка невеличка»
Цель: довести до понимания детей предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность, если попадут в неумелые руки невнимательного и безответственного человека; познакомить с репродукциями о бедствиях, которые могут причинить спички.
Пособия: коробок со спичками, тематические картины.
Ход занятия.
Мы знаем, дети, что огонь может принести большие бедствия, если допустить пожар. Он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные просторы.
-От чего происходят пожары?
-От молнии, от искры, от не затушенной спички.
-Посмотрите на эту картину. Что вы на ней видите?
-Здесь нарисован пожар. Горит дом.
-А как вы думаете, почему случился пожар?
-А может кот-то из детей брал спички и пытался зажигать их?
-А вы умеете зажигать спички? Кого папа или мама учили пользоваться спичками? А ну-ка покажите, как зажигать. Не надо торопиться. Спичку надо держать так, чтобы она, загораясь, не обожгла пальцы. Иначе её приходиться бросать, когда она ещё не погасла. А к чему это может привести?
-Правильно, это может привести к пожару. Как в стихотворении, которое написала Елена Хортинская. Послушайте, какую историю затеял непослушный мальчик Вова:
Можем мы костёр разжечь
Поиграем, а потом
Всё затушим и уйдём…
Вова быстро чиркнул спичкой,
И вспорхнуло пламя птичкой.
Красной стружкой завилось,
Дунул ветер - и по стружкам,
По дощечкам, по кадушкам.
По дровам огонь разнёс…
Больше пламя, выше пламя!
«Ой, боюсь, сгорим мы сами…»
И ребята со всех ног
Поскорее наутёк…
-Почему убежали ребята? Как в этом случае мальчикам нужно было поступить?
-Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану. А номер вы знаете? И пожар был бы затушен, не причинив дому большого вреда. А то чуть-чуть не пострадала маленькая Тома:
Дымом комната полна,
На полу у батареи
Плачет жалобно и тонко,
Пламя мечется кругом…
Командир схватил ребёнка,
Пробирается ползком…
Вот мелькнул он на балконе,
Ношу бережно храня…
Вынес Тому из огня…
-Много пришлось поработать пожарным, чтобы справиться с огнём. Но дом всё-таки пострадал. И всё от чего?
-Правильно, ребята со спичками играть нельзя. Хорошо запомните:
Ростом спичка невеличка,
Не смотрите, что мола,
Эта маленькая спичка,
Может сделать много зла
Крепко помните друзья,
Что с огнём шалить нельзя.
Экологическая игра «Лесной пожар»
(обыгрование истории "Лесной пожар")
Действующие лица:
Дети старшей группы.
Каждый из нас любит посидеть в лесу или на берегу речки у костра,
посмотреть на языки пламени, помечтать.
Однажды дети тоже решили сходить на природу, посидеть у костра, полюбоваться природой, потом ребята заигрались и оставили костер без присмотра, огонь перекинулся на дерево,дерево загорелось, ребята это увидели и вызвали пожарных, они быстро потушили огонь.
На машине ярко-красной
Мчимся мы вперед.
Труд тяжелый и опасный
Нас, пожарных, ждет.
Дети хорошо запомнили что нельзя уходя оставлять не потушенный огонь.
Костер, если его не сторожить, может принести беду.
Все видели, хотя бы по телевизору, как горят леса, огонь уничтожает все живое – и маленьких птенчиков в гнездах, и ушастых зайчишек, и толстопятых медведей.
Когда кругом все горит – это страшно. Тем более страшно, когда пожар происходит в лесу, охватывая огромные площади. Расскажите о причинах возникновения пожара.
Предполагаемый ответ: удар молнии либо неосторожное обращение с огнем, так называемый «человеческий фактор». Виновниками бывают чаще всего рыбаки, туристы,дачники, посещающие лес в поисках грибов и ягод. Не потушенный костер, горящая спичка,брошенная на сухую подстилку из листьев или в торф, могут стать причиной большого пожара.
От молнии пожар чаще возникает в жаркую погоду во время «сухих гроз».
Дидактическая игра «Да - нет»
-Можно спичками играть (нет)
-На скакалочке скакать (да)
-А петарды поджигать (нет)
-Не затушенный в лесу костёр бросать (нет)
-А конструктором играть (да)
-Траву сухую поджигать (нет)
-Газ без взрослых зажигать (нет)
-А с трансформером играть (да)
-Электроприборы включать (нет)
-Фломастерами рисовать (да)
-Можно свечи зажигать (нет)
-Можно в кубики играть (да)
-С зажигалкой играть (нет)
Дидактическая игра «Школа пожарников»
Цель. Ознакомить детей с правилами противопожарной безопасности, учить их быстро принимать правильные решения в экстремальных ситуациях. Воспитывать чувство ответственности перед товарищами.
Игровое задание. Не допускать пожара.
Правила игры. Не повторять предложенные детьми варианты разрешения ситуации. Правильно оценивать ответы.
Материалы. Картинки, изображающие разнообразные случаи возникновения пожара, например, от неправильного пользования спичками, электроприборами, от костров в поле, лесу и т. д.
Разработайте проблемные ситуации, ставящие детей перед выбором: 1) предупредить пожар, 2) гасить его, звать на помощь взрослых, 3) ничего не делать.
Игра. Картинки по одной выставляют на доске, задают проблемные ситуации. Дети, решившие, как надо поступать, подходят к ведущему и по секрету сообщают о своём решении. Ведущий оценивает его одной из трёх фишек. Когда желающих больше нет, каждый вслух называет ответ и показывает фишку. Дети убеждаются в разнообразии или единстве вариантов разрешения данной ситуации, сверяют правильность предложенных ими решений с решением ведущего.
Затем выставляется другая картинка и игра продолжается.
В конце игры на доске нужно записать, сколько и каких фишек набрал каждый ребёнок.
Сюжетно-ролевая игра «Пожарные»
• совместное сюжетное сложение и активизация воображения;
• введение игровых ситуаций типа «В горящей квартире остались дети», «Дима увидел пожар в лесу» и т. п. ;
• побуждение участников игры к проявлению фантазии и выдумки в реализации замысла;
• поддержание ролевого диалога;
• смена ролей в ходе игры.
Пальчиковая игра «Кошкин дом»
Тили-тили-тили, хлопки
бом! шлепок по коленям
Загорелся помахать кистями
кошкин «ушки на макушке», руки ладошками вперёд
дом. руки «домиком» над головой
Кошка выскочила! топнуть ножкой
Глаза «бинокль»
выпучила. ладошки около глаз
Бежит пальчики «бегут»
курочка большой и указательный пальцы сложить в клювик
с ведром ладошки горсточкой
заливать пальчики как бы брызгают
кошкин дом. руки «домиком» над головой
Стихи
Ребята, вам твердят не зря:
Играть со спичками нельзя!
Огонь опасен, к сожаленью,
Для всех людей без исключенья!
Его так трудно потушить –
Он может всё вокруг спалить!
И вот уже в огне – весь дом…
Опасны шалости с огнём!
Без взрослых с огнём развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костёр обернётся серьёзной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнёт полыхать, разбегаться, искриться –
Его потушить невозможно тогда…
Пожары лесные – большая беда!
Погибнут деревья и звери, и птицы…
Без взрослых костёр зажигать не годится!
Весна! В поход спешат ребята!
Но знать туристам юным надо:
Чтоб не страдали звери, птицы,
Природу портить не годится!
С поляны мусор соберите
И на костре его сожгите!
Костёр в лесу не оставляйте –
Песком, землёю засыпайте,
Чтоб не дымился, не искрил,
Беды в лесу не натворил…
Загадки
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой (пожар)
В маленькой коробке – сестрички-невелички;
Лежат – молчат, чиркнешь – горят. (спички)
В коробке лежат сестрички –
Очень маленькие (спички)
Долго я стою в шкафу,
Но когда отключат свет,
И меня выводят в свет.
Поджигают – я пылаю
И тихонько убываю. (свеча)
Рисование "Как победить огонь"
Аппликация"Пожарная машина"
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете правила пожарной безопасности, поэтому пожара у вас не произойдет никогда.