Оксана Гриднева
Консультация для педагогов «Азбука краеведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
К сожалению, в последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, предлагаются стандарты, сущность которых заключается в приоритете материальных ценностей над духовными. Целое поколение вы-росло в атмосфере сниженного воспитательного воздействия семьи и россий-ской национальной культуры. В последних постановлениях правительства и президента вопрос патриотического воспитания выводится на первый план. Перед дошкольным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее исто-рическому и культурному наследию, природе; уважения к старшим и сверст-никам.
Публикация «Консультация для педагогов „Азбука краеведения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
Дошкольный возраст – это период первоначального становления лично-сти. Формирование патриотических чувств ребенка, воспитание у него опре-деленного отношения к окружающему, устойчивой нравственной позиции – сложный педагогический процесс.
Перед современными педагогами в настоящее время стоят острые про-блемы в воспитании у дошкольников патриотизма, уважения традиций свое-го народа, любви к земле, на которой родился. Процесс воспитания чувства патриотизма многогранен, он включает в себя и знакомство с традициями, обычаями и народным искусством России, литературным и музыкальным наследием, формирование бережного отношения к природному и животному миру.
Непререкаемая истина, что любовь к Родине начинается с любви к тому месту, где человек родился и вырос. Поэтому огромное значение имеет озна-комление дошкольников с историческим, культурным, национальным, гео-графическим, природно-экологическим своеобразиемродного края.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада выбрать экскурсион-но-краеведческое направление работы – как одно из значимых и доступных. Ведь яркие впечатления о природе, истории, традициях родного края, полу-ченные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И дей-ствительно, как не велика страна, человек связывает своё чувство любви к ней с тем местом, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с местом, где посадил первое деревце.
Поэт К. Симонов в стихотворение «Родина» пишет:
«Ты вспомнишь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспомнишь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»
Краеведческие экскурсии закладывают основы патриотического воспи-тания. Дети получают нравственные уроки поведения в социальном обще-стве. Прямой контакт с достопримечательностями родного края формирует в детях личность с собственным мнением, уважение к памятникам истории, ар-хеологии, архитектуры, природы.
В связи с этим Целью создания наших разработок явилось:
- Сформировать у детей дошкольного возраста патриотические отноше-ния и чувства к своей семье, городу, к природе, России; культуре на основе исторических и природных особенностей родного края и страны через крае-ведческую деятельность.
В основные задачи входило:
- воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, дет-скому саду, улице, городу
- воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России, средствами эстетического воспитания: изобразительная деятельность, худо-жественное слово;
- усиление роли семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
- развитие нравственно-патриотических качеств: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края;
- формирование интереса, представлений о русской национальной куль-туре (народное творчеств обычаи, традиции, воспитание чувства гордости и достоинства как представителя своего народа;
- формирование представлений о своей малой Родине (история района, люди, его прославившие) воспитание любви к своему краю;
Новизна и теоретическая значимость методических разработок Аз-бука краеведения» заключается:
• в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры приме-нительно к дошкольному возрасту;
• в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;
• в создании системы формирования краеведческой культуры у до-школьников
Отличительной особенностью данной разработки состоит в её практической значимости:
-вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую дея-тельность;
- реализация индивидуального подхода;
- формирование и апробация блока диагностических методик, позволя-ющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошколь-ников.
Формы и методы работы с детьми по патриотическому направле-нию включают в себя следующее:
- Целевые прогулки по микрорайону;
- Знакомство с именами людей, внёсших вклад в развитие и процветание родного города;
- Экскурсии к памятным местам: памятнику В. И. Мичурину, стенду вете-ранам ВОВ.
- Экскурсии к достопримечательностям микрорайона: ВНИИГ и СПР им. Мичурина, мужской Троицкий монастырь, Святой источник, библиотека.
- Экскурсии в лес (в разные времена года)
- Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной ка-тегории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о животном и расти-тельном мире Тамбовской области.
- Чтение и рассказывание произведений фольклора русского народа, разных национальностей;
- Слушание музыкальных произведений о Родной земле, родного горо-да, показа детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, истории России;
- Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;
-Проведение тематических праздников и развлечений: «День города», «День матери», «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы», «День семьи», «День защиты детей», «День России».
- Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, из-готовление сувениров для членов семьи, сотрудников детского сада, млад-ших воспитанников. Родители принимают самое активное участие в их под-готовке и организации
Ожидаемый результат:
Дошкольники должны знать:
• Особенности природы родного края
• Наиболее важные исторические события истории родного города и края.
• Символику города и края.
• Писателей и поэтов города и края, их творчество.
Дошкольники должны уметь:
• Вести самостоятельные наблюдения в природе.
• Узнавать изученные растения и животных.
• Работать с элементами народного творчества.
• Применять игры разных народов края для организации собственного досуга.
• Творчески мыслить и рассуждать.
Механизм отслеживания результатов:
— анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидак-тические игры)
— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОО и общественных местах)
— анкетирование родителей.
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой куль-туры будет осуществляться через блок диагностических методик.
Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формиро-вания чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту дан-ного вопроса. Это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогран-но по содержанию: любовь к родным местам, и гордость за народ, и ощуще-ние своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и при-умножить богатство своей страны.
Именно поэтому краеведческая деятельность наиболее подходит для формирования основ патриотического воспитания у детей дошкольного воз-раста.
Данная работа может быть использована воспитателями ДОО, социаль-ными педагогами.