Гиляна Энчеева
Пособие для выполнения артикуляционной гимнастики «Артикуляционный чемоданчик»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения».
К. Д. Ушинский
«Артикуляционный чемоданчик» -
пособие для выполнения артикуляционной гимнастики.
Ни одно логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения не проходит без выполнения артикуляционной гимнастики.
Публикация «Пособие для выполнения артикуляционной гимнастики „Артикуляционный чемоданчик“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2022
Правильное произношение звуков возможно лишь при хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Гимнастика осуществляется в определё нной последовательности: вначале вырабатываются более простые движения органов речи, когда ребёнок их осваивает, переходят к более сложным.
Артикуляционная гимнастика усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными.
Развитие артикуляционного аппарата – серьезный труд, требующий от ребенка усидчивости, сосредоточенности, фиксации внимания. Процесс коррекции порой занимает длительный период: некоторые дети с удовольствием «играют» язычком, других - утомляют многократные повторения одного и того же материала.
Задача логопеда – поддержать интерес одних и привлечь внимание других. Поиск приемов, пособий и игр, поддерживающих детский интерес при выполнении артикуляционных упражнений, становится актуальной проблемой в коррекции звукопроизношения.
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, нужно стремиться выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.
Предлагаю вашему вниманию пособие «Артикуляционный чемоданчик» для выполнения артикуляционной гимнастики на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях. Мое пособие выполнено в технике лэпбук, в котором собраны разные игры и другие приёмы проведения артикуляционной гимнастики. Применяя на занятиях это пособие, я привношу необходимое разнообразие в логопедические занятия. Правильно организованная логопедическая гимнастика помогает настроиться ребенку на следующие задания учителя-логопеда. Эти игры легко можно встроить в общий сюжет логопедического занятия. Кроме того, с помощью этих простых игр у детей развивается мелкая моторика рук, глазомер, цветовое восприятие, умение слушать логопеда и действовать по инструкции.
Цель:
- Укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
- Повышение эффективности коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
- Повышение интереса к выполнению артикуляционных упражнений.
Задачи:
- Выработать правильные, полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
- Повышение мотивационной готовности к выполнению артикуляционной гимнастики.
- Развивать мелкую моторику.
- Воспитывать культуру игры (соблюдать правила, проявлять честность, радоваться успехам).
1. Зеркало «Веселый лягушонок», с помощью которого дети выполняют артикуляционную гимнастику.
2. Картинка «Строение артикуляционного аппарата» для ознакомления детей с артикуляционным аппаратом.
3. Двусторонний веер с упражнениями артикуляционной гимнастики.
4. «Сказка о Веселом Язычке».
На картинке нарисован домик, в котором живет Язычок, а по краям картинки – упражнения артикуляционной гимнастики, выполняя которые, рассказываем сказку.
5. Игра «Ходилка- бродилка».
Цель игры первым прийти к кубку. Игроки бросают кубик по очереди и продвигают свою фишку вперед по игровому полю на столько шагов, сколько выпало на кубике. При остановке ребенок показывает артикуляционное упражнение, которое изображено на квадратике.
6. Игра «Помоги ежику собрать яблочки».
На каждом яблоке картинка упражнение. Собирая яблоки, дети выполняют артикуляционную гимнастику.
7. Игра «Артикуляционный барабан».
Барабан поделен на секторы разного цвета. В каждом секторе картинка – упражнение артикуляционной гимнастики. В центре стрелка в виде язычка, вращая который дети выполняют упражнение, выпавшего сектора.
8. Загадки про артикуляционную гимнастику.
9. Игра «Артикуляционные пазлы».
На деревянных шпателях нарисована картинка – упражнение артикуляционной гимнастики. Собрав картинку, которая состоит из нескольких частей, дети выполняют артикуляционную гимнастику.
10. Стихи про артикуляционную гимнастику.
11. Карточки артикуляционной гимнастики.
12. Игра «Наряди елочку». Дети украшают новогоднюю красавицу елочными игрушками, выполняя упражнения артикуляционной гимнастики.