Семковская Вера
Артикуляционная гимнастика в младших группах
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие группы мышц органов речи. В результате их развития у ребёнка словарный запас становится намного понятнее.
У детей младшего возраста речевой аппарат не развит, тонус мышц слабый, вследствие чего наблюдается картавость и нечёткая речь. Для развития органов артикуляции проводятся упражнения на укрепление мышц губ, щёк, языка и уздечки.
Упражнения для губ
Публикация «Артикуляционная гимнастика в младших группах» размещена в разделах
Мышцы губ напрямую связанны с остальными органами. При их слабой подвижности наблюдается нечёткость произносимых звуков. При составлении комплекса упражнений обязательно включаются мимические задания. Например:
«Рыбка шевелит губами»
Смыкать и размыкать губы.
«Птенцы»
Широко открывать и закрывать рот.
«Улыбка»
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.
(удерживать до 10).
«Трубочка»
Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).
«Улыбка-трубочка»
Чередовать до 10 раз.
«Поиграем на губах»
Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.
Упражнения для губ и щек
Произношение гласных звуков подразумевает задействование мышц губ и щек. Правильно подобранные упражнения помогут малышу укрепить мускулатуру, что приведёт к корректному произношению, в особенности звуков «о», «ы», «и». Например:
«Заборчик»
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.
Удерживать до 10.
«Бублик»
Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.
Удерживать.
«Шарик»
Надуть щёки, сдуть щёки.
«Сдуй ватку с ладошки»
Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребёнка.
Упражнения для языка
Большое внимание уделяется развитию мышц языка и уздечки. От этих органов зависит дальнейшая речь малыша. Слабая мускулатура – причина картавости, частичного или полного отсутствия речи. Это связанно с тем, что ему тяжело дается проговаривание даже элементарных звуков. Например:
«Лопаточка»
Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
«Часики»
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так».
(10-12 раз).
«Лошадка»
Лошадка идёт и скачет. Цокать кончиком языка 8-10 раз.
Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр,вибрируя губами (5 раз).
«Качели»
Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз
(10 раз).
«Непослушный язычок»
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя», «пя-пя-пя»…
(10 раз).
«Веселая змейка»
Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать
(8-10 раз).
«Иголочка»
Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щёчку, то другую.
Чем больше общения с взрослыми получает ребёнок, тем лучше показатель речевого развития ребенка.