Этери Таймуразовна Боцоева
Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Научить детей говорить четко, чисто и правильно, помочь выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Задачи:
Выяснить причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой
Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме, дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
Темочки:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Развивать и отрабатывать определенные положения, подвижность органов артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо)
Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность голоса
Формировать и отрабатывать у детей правильное звукопроизношение
Участники проекта:
Педагог Дети Родители
Ожидаемые результаты:
1. Воспитательные:
Воспитать у детей интерес к артикуляционной гимнастике, сформировать у детей желание заниматься;
Воспитать желание использовать артикуляционную гимнастику самостоятельно, умение работать с зеркалом;
Научить выражать свои чувства и эмоции;
Воспитывать слуховое внимание, усидчивость детей.
Научить детей говорить четко, внятно, понятно;
2. Обучающие:
Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
Научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
3. Развивающие:
Развивать у детей артикуляционный аппарат;
Развить интонационную выразительность голоса;
Развивать речевое дыхание, умение детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом
Общие понятия по теме:
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речевом процессе.
Актуальность темы:
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, губам, небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.
Кроме того, недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения.
• Детям 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить»правильное произношение, обрести целенаправленность движений языка
• Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционнойгимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
Таким образом, я считаю, что выбранная мной тема «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников»являетсяактуальной, так какблагодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха дети могут научиться говорить четко, чисто и правильно. Кроме того, дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
План работы на 2020-2021 учебный год
Месяц/неделя.
Сентябрь
Цель и название упражнений.
1- я неделя «Чистим зубки»
Цель: выработка подъема языка вверх и умение владеть языком.
Описание упражнения: улыбнуться, круговыми движениями языка обвести между губами и зубами.
2 – я неделя «Вкусное варенье»
Цель: выработка движений широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание упражнения: улыбнуться, рот приоткрыт, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
3 –я неделя «Грибочек»
Цель: выработка подъема языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
Описание упражнения: улыбнуться, рот открыт, язык присосать к нёбу.
4-я неделя «Дятел»
Цель: укрепление мышц кончика языка, выработка подъема языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание упражнения: улыбнуться, рот широко открыт, язык поднять наверх и произносить звук Д.
Октябрь
Цель и название упражнений.
1-я неделя «Лошадка»
Цель: укрепление мышц языка и выработка подъема языка вверх.
Описание упражнения: улыбнуться, присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
2-я неделя «Лошадка»
Цель: укрепление мышц языка и выработка подъема языка вверх.
Описание упражнения: улыбнуться, присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
3-я неделя «Лошадка»
Цель: укрепление мышц языка и выработка подъема языка вверх.
Описание упражнения: улыбнуться, присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
4-я неделя «Иголочка»
Цель: укрепление мышц языка и губ.
Описание упражнения: улыбнуться, рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед
Осень сказка.
Ноябрь
Цель и название упражнений.
1-я неделя «Качели»
Цель: выработка умения быстро менять положение языка вверх-вниз.
Описание упражнения: улыбнуться, рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
2-я неделя «Окошечко»
Цель: укрепление мышц щек, губ.
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот.
3-я неделя «Хоботок»
Цель: умение вытягивать губы вперед, укрепление мышц.
Описание упражнения: вытянуть губы вперед, трубочкой.
4-я неделя «Улыбка»
Цель: укрепление мышц губ, щек.
Описание упражнения: улыбнуться, не напрягая губы.
Декабрь
Цель и название упражнений.
1-я неделя «Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны. Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние
и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
2-я неделя. «Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
3-я неделя. «Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
4-я неделя Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -
«Домик открывается».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,
«и – у - а»,удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
Январь
Цель и название упражнений.
1-я неделя «Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
2-я неделя. «Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает
её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
3-я неделя «Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская
её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
4-я неделя «Окошко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
Февраль
Цель и название упражнений.
1-я неделя «Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
- Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
Игра «Рыбки»
2-я неделя «Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать
его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки, если
она укорочена.
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка
на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
Сказка «Репка»
3-я неделя. «Хомячок»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
4-я неделя «Блинчик»
Цель: выработка умения расслаблять мышцы языка, удерживание его широким, распластанным.
Описание упражнения: улыбнуться, рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Март
Цель и название упражнений.
1-я неделя. «Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
Сказка «Теремок»
2-я неделя «Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и
верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
Мебель
3-я неделя «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)
Обезьянка и бульдог –
Всем покажет язычок.
Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).
Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».
Фрукты
4-я неделя «Кружок»
Мой язык совсем не глуп –
Ходит кругом возле губ.
Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под
нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по
5-6 кругов в одну и другую сторону.
Ягоды
Апрель
Цель и название упражнений.
1-я неделя Чередование «Толстячки - худышки»
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали:
Видно, есть ему не дали.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
Профессии
2-я неделя. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
Весна
3-я неделя «Самовар»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
Домашние животные
4-я неделя. «Шлёпаем губами по языку»
А теперь уж не зубами –
Я пошлепаю губами:
«У быка губа тупа,
Па-па-па, па-па-па».
Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
пошлёпать губами кончик языка;
пошлёпать губами середину языка;
пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад
Сказка о Веселом Язычке
Май Цель и название упражнений.
1-я неделя «Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
чашечки.
«Сказка про мальчика Петю»
2-я неделя «Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,
не разрушая «чашечку».
Одежда, Обувь
3-я неделя «Фокус» («Дуем с чашечки»)
Я «чашку» выведу вперед,
С нее подую вверх.
И теплый воздух обдает
Мой носик, например.
Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Овощи
4-я неделя. «Гармошка»
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У нее такой круиз.
Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
подъем языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.