гнедова ольга владимировна
Арт-терапия с детьми раннего возраста как эффективное средство успешной адаптации при поступлении в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
1. Аннотация
Возраст ребенка от одного года до трех лет в возрастной психологии называют «ранний возраст», а «в народе» говорят – «нежный возраст». И действительно, дети в этом возрасте необыкновенно милые, нежные. Они так искренне любят маму, доверяют ей, при любой опасности прячутся за нее, зная, что мама защитит. И здесь важно, не разрушить это «знание ребенка», а так же помочь в его развитии.
Публикация «Арт-терапия с детьми раннего возраста как эффективное средство успешной адаптации при поступлении в ДОО» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Арт-терапия в детском саду
- Младшая группа
- Темочки
Я работаю с самым прекрасным возрастом – ранним, потому что этот возраст самый интересный и непосредственный. Я его очень люблю! Именно ранний период жизни ребёнка зависит от нас, взрослых, воспитывающих малыша.
Поступление ребёнка в детский сад – новый этап в его жизни: он отделяется от родителей и попадает в совершенно иные условия. Взрослые, сверстники, бытовая обстановка, еда, режим дня – всё кардинально отличается от того, что было дома, а главное – рядом нет мамы.
Состояние ребёнка отягощается душевным и физическим дискомфортом, он чувствует страх, что мама его не заберёт. Его переполняют беспокойство, одиночество и незащищённость. И здесь возникает одна из наиболее актуальных и распространенных педагогических проблем - проблема адаптации ребенка к условиям ДОУ.
В данном случае необходим метод положительного психолого-педагогического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного и эмоционального состояния малыша.
Самым оптимальным подходом в обеспечении адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка.
В своей работе я остановилась на одном из лучших методов - это метод Арт-терапии.
Целенаправленно арт-терапию в работе с детьми начал применять британский психолог Адриан Хилл. Первая ассоциация арт-терапевтов появилась в США в 1969 году. В России общество арт-терапевтов основано в 1997 году. Несмотря на то, что системы и методики арт-терапии не новы, они остаются актуальными и по сегодняшний день.
2. Введение
Арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся : музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.
Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Атр-терапия в детском саду это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, раскрывается внутренний мир ребенка.
Актуальность:
Сегодня, в эпоху цифровизации, не смотря на ранний возраст моих воспитанников, их эмоциональное состояние вызывает серьезную тревогу. У некоторых детей отмечается высокая тревожность, часты проявления апатии или, наоборот, повышенной раздражительности, агрессивности или гиперактивности, особенно в период поступления в детский сад. Всё это приводит к необходимости искать новые средства психолого-педагогической поддержки, предупреждения негативных эмоций у всех участников образовательного процесса. О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи (Н. М. Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова). «Можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка», – отмечала Е. И. Морозова.
Цель: внедрение элементов арт-терапии в работе с детьми раннего возраста для преодоления стресса при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.
Исходя из цели работы мной были поставлены следующие
Задачи:
1. Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния;
2. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки;
3. Сплочение детского коллектива;
4. Развитие творческих и коммуникативных способностей;
5. Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я».
3. Основная часть
Организационно-педагогические условия.
Арт-терапия – это форма психолого-педагогического воздействия, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Анализируя практический опыт прошлых лет, я пришла к выводу о необходимости использования в работе с детьми в процессе адаптации новых и интересных для детей форм взаимодействия.
Среди многих арт-терапевтических методов я выбрала песочную терапию и сказка-терапию, т. к. именно эти методы наиболее понятны и доступны детям раннего возраста.
Данную методику использую на протяжении 2-х лет, с детьми от 2-х до 3-х лет. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Оптимальная численность подгруппы – 2-4 чел. Продолжительность каждого занятия – от 5 до 10 минут, в зависимости от возможностей и настроения ребёнка. Занятия проводятся 3 раза в неделю согласно Программе адаптации.
1. Песочная терапия.
Песочная терапия - это эффективная педагогическая технология, направленная на коррекцию психо-эмоционального состояния ребенка. Песочную терапию, как коррекционную технологию рассматривают многие ученые, педагоги-психологи, такие как: Л. В. Кузнецова, М. Бурно, Л. С. Выготский и др. Особенную практическую ценность для работы с малышами несет Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, её серия книг «Игры в сказкотерапии», направленные на развитие тактильно-кинестетической и мелкой моторики рук. Она доказала, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает и наполняет гармонией самых маленьких.
Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице. Серия игр по книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Игры в сказкотерапии», направленные на развитие тактильно
– кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир)
Учитывая возрастные особенности раннего возраста, занятия с детьми провожу в утренние часы, когда дети готовы к экспериментированию. Для свободного рисования я отвожу вечернее время, когда ребёнок с помощью взаимодействия с песком может снять напряжение, накопившееся за день.
При реализации песочной терапии необходимо соблюдать следующие условия:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Необходимое оборудование:
- световой песочный планшет с световой подстветкой, кварцевый песок (можно заменить крупой «Манка»,
- миниатюрные фигурки и бросовый материал (человечки, животные, транспорт, растения, лопатки, разноцветные пластиковые формочки, камешки, ракушки, большие пуговицы и т. д.).
2. «Сказка-терапия» - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
Сказка-терапия - это инсценирование сказок, чтение или обсуждение самой сказки, знакомство с образными выражениями, подведение к умению выразительно интонировать реплики героев, передавать ритмизацией движения героев сказок, угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни, она помогает ребёнку не только адаптироваться, но и способствует его развитию. Только в сказках дети сталкиваются со сложными явлениями и чувствами. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка.
Со своими воспитанниками я стала использовать методы сказка-терапии в процессе адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Я предлагаю малышам работу со сказкой собственного сочинения или уже написанной сказкой.
Для начала я разыгрываю сюжет, который ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность ощутить (одеть костюмы героев, построить дом и т. п., это позволяет ребёнку отвлечься от окружающей действительности.
Сказку-терапию я применяю как для групповых занятий, так и для индивидуальных.
В ходе организации и проведения сеансов сказка-терапии, я использую различные виды театров: Би-Ба-Бо, пальчиковый театр, кукольный театр, настольный театр, а так же чтение и аудио-прослушивание сказок, инсценирование сказок в соответствии с возрастом.
В работе с детьми, я стараюсь достичь взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Дети учатся само выражаться, управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Сущность практического опыта.
Арт-терапия во время адаптации не требует от ребёнка обязательного вербального участия. Это имеет большое значение, поскольку многим детям первое время тяжело поддерживать коммуникацию с пока еще чужими им людьми и они предпочитают больше молчать. Терапевтическое творчество привлекает их своей необычностью, и помогает постепенно преодолеть эти коммуникативные трудности.
Использование элементов арт-терапии позволяет :
- Создать положительный эмоциональный настрой;
- Снять эмоциональное напряжение (это важно на начальном этапе адаптации);
- Снизить утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;
- Повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни ДОУ;
- Развивать воображение, навыки изобразительной деятельности художественных способностей в целом;
- Возможность обратиться к невысказанным фантазиям и желаниям ребенка.
Методы арт-терапии в работе с детьми раннего возраста являются весьма эффективными и многофункциональными. И только систематическое использование методов при комплексном его применении дают положительную динамику в плане адаптации к детскому саду и отличному самочувствию ребенка.
Результативность педагогической деятельности.
В результате использования методов арт-терапии у малышей методом наблюдения можно отметить, что арт-терапия способствует развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, у ребенка развивается интерес исследователя. ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка.
В работе с использованием песочной терапии и сказка-терапии в процессе адаптации, все дети имеют положительную динамику, стали более активны при взаимодействии с взрослым и другими детьми.
В адаптационный период мы выделяем 3 вида адаптации : легкая адаптация (1-2 недели, средняя адаптация (30-40 дней) и тяжелая адаптация (2-3 месяца). В первый год моей работы с детьми легкая адаптация наблюдалась у 32% малышей, средняя адаптация - у 43% малышей, а тяжелая - 25%. За два года использования арт-терапии в адаптационный период детей динамика поменялась в положительную сторону. Легкая адаптация - 48%, средняя - 37%, тяжелая конечно осталась - 15%,но длится уже не 2 - 3 месяца, а сократилась до 1-2 недель и проходит более мягко и плавно.
Подводя итоги, хочется ещё раз отметить, что при помощи арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной для ребенка, а это в свою очередь, помогает и детям, и родителям, и педагогам наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.
4. Заключение
Атр-терапия в детском саду это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, раскрывается внутренний мир ребенка.
Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, является мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием ребенка, дает ему возможность чувствовать свободу своих действий. Применение арт-терапии в период адаптации делают её течение более мягкой.
Хочу отметить, что арт-терапия является очень эффективным средством благополучной адаптации в детском саду, поскольку дарит детям радость, успокаивает, помогает избавиться от эмоционального напряжения. Ещё одним важным преимуществом арт-терапии в период адаптации является то, что она не требует от ребёнка обязательного вербального участия.
Благодаря арт-терапии период адаптации протекает у моих малышей увлекательно, интересно и благополучно.