Лучший педагог года

Арт-терапия с детьми раннего возраста как эффективное средство успешной адаптации при поступлении в ДОО

гнедова ольга владимировна
Арт-терапия с детьми раннего возраста как эффективное средство успешной адаптации при поступлении в ДОО
▼ Скачать

1. Аннотация

Возраст ребенка от одного года до трех лет в возрастной психологии называют «ранний возраст», а «в народе» говорят – «нежный возраст». И действительно, дети в этом возрасте необыкновенно милые, нежные. Они так искренне любят маму, доверяют ей, при любой опасности прячутся за нее, зная, что мама защитит. И здесь важно, не разрушить это «знание ребенка», а так же помочь в его развитии.

Публикация «Арт-терапия с детьми раннего возраста как эффективное средство успешной адаптации при поступлении в ДОО» размещена в разделах

Я работаю с самым прекрасным возрастом – ранним, потому что этот возраст самый интересный и непосредственный. Я его очень люблю! Именно ранний период жизни ребёнка зависит от нас, взрослых, воспитывающих малыша.

Поступление ребёнка в детский сад – новый этап в его жизни: он отделяется от родителей и попадает в совершенно иные условия. Взрослые, сверстники, бытовая обстановка, еда, режим дня – всё кардинально отличается от того, что было дома, а главное – рядом нет мамы.

Состояние ребёнка отягощается душевным и физическим дискомфортом, он чувствует страх, что мама его не заберёт. Его переполняют беспокойство, одиночество и незащищённость. И здесь возникает одна из наиболее актуальных и распространенных педагогических проблем - проблема адаптации ребенка к условиям ДОУ.

В данном случае необходим метод положительного психолого-педагогического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного и эмоционального состояния малыша.

Самым оптимальным подходом в обеспечении адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка.

В своей работе я остановилась на одном из лучших методов - это метод Арт-терапии.

Целенаправленно арт-терапию в работе с детьми начал применять британский психолог Адриан Хилл. Первая ассоциация арт-терапевтов появилась в США в 1969 году. В России общество арт-терапевтов основано в 1997 году. Несмотря на то, что системы и методики арт-терапии не новы, они остаются актуальными и по сегодняшний день.

2. Введение

Арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся : музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Атр-терапия в детском саду это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, раскрывается внутренний мир ребенка.

Актуальность:

Сегодня, в эпоху цифровизации, не смотря на ранний возраст моих воспитанников, их эмоциональное состояние вызывает серьезную тревогу. У некоторых детей отмечается высокая тревожность, часты проявления апатии или, наоборот, повышенной раздражительности, агрессивности или гиперактивности, особенно в период поступления в детский сад. Всё это приводит к необходимости искать новые средства психолого-педагогической поддержки, предупреждения негативных эмоций у всех участников образовательного процесса. О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи (Н. М. Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова). «Можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка», – отмечала Е. И. Морозова.

Цель: внедрение элементов арт-терапии в работе с детьми раннего возраста для преодоления стресса при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.

Исходя из цели работы мной были поставлены следующие

Задачи:

1. Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния;

2. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки;

3. Сплочение детского коллектива;

4. Развитие творческих и коммуникативных способностей;

5. Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я».

3. Основная часть

Организационно-педагогические условия.

Арт-терапия – это форма психолого-педагогического воздействия, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Анализируя практический опыт прошлых лет, я пришла к выводу о необходимости использования в работе с детьми в процессе адаптации новых и интересных для детей форм взаимодействия.

Среди многих арт-терапевтических методов я выбрала песочную терапию и сказка-терапию, т. к. именно эти методы наиболее понятны и доступны детям раннего возраста.

Данную методику использую на протяжении 2-х лет, с детьми от 2-х до 3-х лет. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Оптимальная численность подгруппы – 2-4 чел. Продолжительность каждого занятия – от 5 до 10 минут, в зависимости от возможностей и настроения ребёнка. Занятия проводятся 3 раза в неделю согласно Программе адаптации.

1. Песочная терапия.

Песочная терапия - это эффективная педагогическая технология, направленная на коррекцию психо-эмоционального состояния ребенка. Песочную терапию, как коррекционную технологию рассматривают многие ученые, педагоги-психологи, такие как: Л. В. Кузнецова, М. Бурно, Л. С. Выготский и др. Особенную практическую ценность для работы с малышами несет Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, её серия книг «Игры в сказкотерапии», направленные на развитие тактильно-кинестетической и мелкой моторики рук. Она доказала, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает и наполняет гармонией самых маленьких.

Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице. Серия игр по книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Игры в сказкотерапии», направленные на развитие тактильно

– кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир)

Учитывая возрастные особенности раннего возраста, занятия с детьми провожу в утренние часы, когда дети готовы к экспериментированию. Для свободного рисования я отвожу вечернее время, когда ребёнок с помощью взаимодействия с песком может снять напряжение, накопившееся за день.

При реализации песочной терапии необходимо соблюдать следующие условия:

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Необходимое оборудование:

- световой песочный планшет с световой подстветкой, кварцевый песок (можно заменить крупой «Манка»,

- миниатюрные фигурки и бросовый материал (человечки, животные, транспорт, растения, лопатки, разноцветные пластиковые формочки, камешки, ракушки, большие пуговицы и т. д.).

2. «Сказка-терапия» - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Сказка-терапия - это инсценирование сказок, чтение или обсуждение самой сказки, знакомство с образными выражениями, подведение к умению выразительно интонировать реплики героев, передавать ритмизацией движения героев сказок, угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни, она помогает ребёнку не только адаптироваться, но и способствует его развитию. Только в сказках дети сталкиваются со сложными явлениями и чувствами. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка.

Со своими воспитанниками я стала использовать методы сказка-терапии в процессе адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Я предлагаю малышам работу со сказкой собственного сочинения или уже написанной сказкой.

Для начала я разыгрываю сюжет, который ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность ощутить (одеть костюмы героев, построить дом и т. п., это позволяет ребёнку отвлечься от окружающей действительности.

Сказку-терапию я применяю как для групповых занятий, так и для индивидуальных.

В ходе организации и проведения сеансов сказка-терапии, я использую различные виды театров: Би-Ба-Бо, пальчиковый театр, кукольный театр, настольный театр, а так же чтение и аудио-прослушивание сказок, инсценирование сказок в соответствии с возрастом.

В работе с детьми, я стараюсь достичь взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Дети учатся само выражаться, управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Сущность практического опыта.

Арт-терапия во время адаптации не требует от ребёнка обязательного вербального участия. Это имеет большое значение, поскольку многим детям первое время тяжело поддерживать коммуникацию с пока еще чужими им людьми и они предпочитают больше молчать. Терапевтическое творчество привлекает их своей необычностью, и помогает постепенно преодолеть эти коммуникативные трудности.

Использование элементов арт-терапии позволяет :

- Создать положительный эмоциональный настрой;

- Снять эмоциональное напряжение (это важно на начальном этапе адаптации);

- Снизить утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;

- Повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни ДОУ;

- Развивать воображение, навыки изобразительной деятельности художественных способностей в целом;

- Возможность обратиться к невысказанным фантазиям и желаниям ребенка.

Методы арт-терапии в работе с детьми раннего возраста являются весьма эффективными и многофункциональными. И только систематическое использование методов при комплексном его применении дают положительную динамику в плане адаптации к детскому саду и отличному самочувствию ребенка.

Результативность педагогической деятельности.

В результате использования методов арт-терапии у малышей методом наблюдения можно отметить, что арт-терапия способствует развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, у ребенка развивается интерес исследователя. ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка.

В работе с использованием песочной терапии и сказка-терапии в процессе адаптации, все дети имеют положительную динамику, стали более активны при взаимодействии с взрослым и другими детьми.

В адаптационный период мы выделяем 3 вида адаптации : легкая адаптация (1-2 недели, средняя адаптация (30-40 дней) и тяжелая адаптация (2-3 месяца). В первый год моей работы с детьми легкая адаптация наблюдалась у 32% малышей, средняя адаптация - у 43% малышей, а тяжелая - 25%. За два года использования арт-терапии в адаптационный период детей динамика поменялась в положительную сторону. Легкая адаптация - 48%, средняя - 37%, тяжелая конечно осталась - 15%,но длится уже не 2 - 3 месяца, а сократилась до 1-2 недель и проходит более мягко и плавно.

Подводя итоги, хочется ещё раз отметить, что при помощи арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной для ребенка, а это в свою очередь, помогает и детям, и родителям, и педагогам наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

4. Заключение

Атр-терапия в детском саду это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, раскрывается внутренний мир ребенка.

Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, является мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием ребенка, дает ему возможность чувствовать свободу своих действий. Применение арт-терапии в период адаптации делают её течение более мягкой.

Хочу отметить, что арт-терапия является очень эффективным средством благополучной адаптации в детском саду, поскольку дарит детям радость, успокаивает, помогает избавиться от эмоционального напряжения. Ещё одним важным преимуществом арт-терапии в период адаптации является то, что она не требует от ребёнка обязательного вербального участия.

Благодаря арт-терапии период адаптации протекает у моих малышей увлекательно, интересно и благополучно.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка»Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка» из опыта работы) Проблема адаптации детей к детскому саду очень высока, ведь придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс.

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУПроектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия с детьми раннего возраста как эффективное средство успешной адаптации при поступлении в ДОО
Опубликовано: 17 января 2023 в 12:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия с детьми раннего возраста как эффективное средство успешной адаптации при поступлении в ДОО» (включая файлы) размещена пользователем гнедова ольга владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

11 ноября. День энергосбережения. Передвижка «Берегите энергию»

Экологический праздник «День энергосбережения» отмечают в двадцати странах мира. В этот день проводятся акции, направленные на воспитание культуры потребления энергоресурсов и решение проблем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД