Карякина Ирина Сергеевна
Арт-терапия с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия с детьми ОВЗ
Пояснительная записка:
Зачастую обычный ребенок испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств,что уж ту говорить о ребенке с ОВЗ (ЗПР, РАС, ТНР). Ребенок с ОВЗ не может формировать и передавать свои эмоции, как у ребенка нормы : переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что-то тревожит, волнует. У ребенка с ОВЗ социализация проходит намного сложнее, чем у обычных детей. Специфическое отличие ФГОС нового поколения в том, что результат образования ребенка с ОВЗ рассматривается в соотношении личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Личностные результаты включают овладение компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений в различных средах, а также сформированность мотивации к обучению и познанию.
Публикация «Арт-терапия с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Результат освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ — «введение ребенка в социум».
В этом случае социализация ребенка будет зависеть от так называемых «жизненных компетенций», сформированных в процессе обучения. Овладеть компетенциями — значит стать полноценным членом общества, уметь брать ответственность за собственные действия и проявлять интерес к учебе.
Одним из методов введения ребенка в социум является арт-терапия.
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Метод арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить позитивные результаты: обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
Арт-терапия дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и
повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.
Цель арт-терапии не создать объект искусства, а работать с собственным Я, с внутренним миром человека. Она фокусируется не на результате, а на процессе.
Задачи которые решает арт-терапия в работе с детьми :
Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности.
Компенсирует недостающие возможности.
Помогает формировать навыки межличностной коммуникации.
Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой.
Форма работы с ребенком с ОВЗ - индивидуальная.
Периодичность занятий по арт-терпаии составляет около 2-х занятий в неделю, с продолжительностью до 15 минут младший возраст, и дошкольный возраст до 30 минут.
Арт-терапевт должен быть эмпатичен — для него крайне важно чувствовать состояние ребенка, который пришел на занятие. Важно находиться рядом и наблюдать и направлять его. Бережно следовать за ребенком, не навязывая свое видение мира, не загоняя в рамки.
С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии? Это проблемы:
Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
Снижение уровня стресса при адаптации
Преодоление тревожных расстройств.
Преодоление возрастных кризисов.
Повышение навыков коммуникации.
Преодоление фобий.
В арт-терапии нет понятия „правильно“ и „неправильно“. Здесь не важно уметь рисовать. Важно только то, как ребенок проживает свои эмоции во время сеанса, как он передает их в своей работе».
Выделяются основные этапы в работе арт-терапии :
Подготовительный этап. Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать.
Основной этап — работа с ребенком. Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша. Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность. Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор.
Завершающий этап- «продукт» творчества ребёнка должен быть облачен в слова. Вы обсуждаете каждую деталь его произведения, рассматриваете и изучаете ее с ребенком».
В своей арт-терапевтической работе с детьми с ОВЗ я применяю нетрадиционные техники рисования: пальчиковое рисование. (Проведено множество исследований, которые доказывают, что наши руки взаимосвязаны с вниманием, мышлением, памятью и другими важными функциями сознания. Например, Мария Монтессори заметила, что, если у малыша проблемы с речью, скорее всего, виновата именно мелкая моторика: в нашем мозге центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся очень близко друг к другу. Когда начинаешь заниматься и развивать эту сферу, речь нормализуется, так как активность одной зоны в мозге заставляет работать центры, расположенные рядом.)
У этого вида творчества есть много важных преимуществ:
сенсорное развитие;
изучение цветов и оттенков;
активация всех органов чувств: зрения, слуха, обоняния, прикосновений;
укрепление мышц рук;
терапевтический эффект (через рисование пальцами можно выразить свои чувства);
стимуляция воображения и творческих способностей;
много положительных эмоций.
Пальчиковое рисование имеет несколько видов рисования:
метод «тычка» подушечками пальцев;
отпечаток ладошкой;
отпечаток ребром ладони;
прокрутка кулачком;
отпечаток средней фаланги пальцев.
В работе могут использоваться краски специально созданные для рисования пальчиками (они гиппоаллергены, или же гуашевые краски.
Так же в арт-терапии есть техника рисования «Мандала», Цветотерапия (от 3-х лет, МАК-терапия (применения метафорических карт (от 5 лет, техника «Фототерапия» (от 3-х лет, техника «Мобильный репортаж» (от 12-18 лет)
Сегодня на семинаре -практикуме я хочу вам предложить создать новогоднюю композицию с помощью наших пальчиков. Перед вами лежат заготовки открыток,
так как наступающий Новый Год у нас год Кролика, то сегодня мы с вами воплотимся в настоящих художников, и раскрасим этих милых друзей своими пальчиками.
Мастер-класс «Снежный кролик»
Цели:
Учить рисовать с помощью отпечатков пальцев;
Развивать эстетическое и образное восприятие;
Воспитывать любовь и уважение к животным, к природе, традиционным праздникам.
Материал: презентация, музыка, заготовки открыток бумаги,гуашь белого цвета, влажные салфетки, гуашь чёрного цвета и ватные палочки, гелиевые ручки: серебристого и золотистых цветов.
Ход:
Педагог - психолог предлагает отгадать загадку:
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
(зайчик, кролик)
Уважаемые коллеги, скоро наступит самый сказочный и семейный праздник, правильно - Новый Год! 2023 год, год «Чёрного водяного кролика». А вы знали, что кролики социальные животные, то есть в дикой природе живут группами. Это отличает их от зайцев, которые больше склоняются к одиночеству. Длина кроличьих ушей может превышать 10 сантиметров, а мировой рекорд составляет без малого 80 сантиметров. Кроличьи глаза устроены очень необычно — эти создания могут видеть, что творится позади них, даже не поворачивая головы.
По мнению астрологов, характеристики года повторяют норов животного. Кролик (или Кот) – существо мягкое, ласковое и нежное. Оно не способно нанести серьёзного вреда. Год Кролика сулит добро, романтику, общение, семейное счастье. Считается, что в этот год семейные конфликты и размолвки с дорогими людьми обойдут стороной. А вот дом, напротив, станет полной чашей.
Перед вами лежат заготовки,уже с нарисованным контуром кролика, вам необходимо только сделать его пушистым с помощью наших пальчиков.
Но для начала, уважаемые коллеги,нам нужно размять свои пальчики прежде чем приступить к работе.
Пальчиковая гимнастика
Чтоб красиво рисовать, нужно с пальцами играть:
Вот большой, вот средний палец. Безымянный и последний.
Наш мизинчик малышок!
А какой мы пальчик забыли? Верно! Указательный!
Этапы выполнения работы:
1. Кончиком пальца раскрасить ушки, тело, хвостик, лапки.
2. Чёрным фломастером дорисовать глазки, носик и усики.
3. Внутри открытки написать пожелания себе на новый год.
Какие прекрасные работы у вас получились коллеги! Надеюсь новый символ года принесёт вам только счастье в новом году! С наступающим Новым Годом, уважаемые коллеги!