Папки-передвижки

Арт-технологии в речевом развитии дошкольника

Кечина Альфия
Арт-технологии в речевом развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Арт-технологии в речевом развитии дошкольника

Основные условия формирования речи в норме

Здоровье и зрелость нервной системы, головного мозга. Только в этом случае при достижении ребёнком определённого возраста клетки речевых зон при условии наличия социальных стимулов смогут строить ассоциативные связи друг с другом и с клетками других зон головного мозга, образуя речевые рефлексы. Это механизм образования звуков, слогов, слов и т. д. Т. е первое условие это биологическая зрелость.

Публикация «Арт-технологии в речевом развитии дошкольника» размещена в разделах

Социальные стимулы. Чтобы речь развивалась, необходимо, чтобы ребёнок находился в окружении людей, воспринимая звучащую речь.

Сформированность психологических механизмов, у ребёнка необходимых для развития речи : к ним мы относим умение вступать в совместную деятельность со взрослыми и развитие подражания, сначала неречевого, а затем речевого.

Как происходит развитие речи в норме

В норме, при наличии вышеперечисленных условий, развитие речи происходит автоматически: в процессе совместной деятельности со взрослым на основании подражания.

Взрослые не обучают специально ребёнка речи (в норме). Он сам делает это на основании подражания. Это важнейший биологический механизм, на основании которого происходит обучение на протяжении всего дошкольного детства. Сначала у ребёнка развивается неречевое подражание, затем формируется уже речевое подражание.

Физиологические механизмы развития речи

Речь ребёнка формируется по законам образования условных рефлексов. Звуки, слоги, слова, фразы являются устойчивыми комплексами условных рефлексов, которые образуются в результате длительно повторяющихся в определённой последовательности группы речевых раздражителей

В практическом плане это важно понимать в нескольких аспектах:

Условный рефлекс образуется в результате многократного повторения.

Скорость и прочность образования условных рефлексов у всех детей разная и зависит от зрелости и здоровья нервной системы, и от особенности его высших психических процессов (внимания, памяти, работоспособности).

Тип высшей нервной деятельности:

У детей с сильной нервной системой (сангвиники и флегматики) при нормальном речевом окружение речь развивается без отклонений от возрастных норм.

При повышенной возбудимости (холерики) речевые рефлексы недостаточно устойчивы, речь поспешная с неравномерным ритмом и интонацией.

У детей со слабой нервной системой (меланхолики) речь слабая и тихая.

АРТ-технологии в развитии речи

Известно, что произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам-требованиям взрослого. Еще Л. С. Выготский говорил о «единстве аффекта и интеллекта» у дошкольников. Обучение по «программе взрослого» будет малоэффективным, если ребенок этого не хочет. Необходимо, чтобы эта «программа» стала и «программой» ребенка. Таким образом, педагогам необходимо использовать в своей работе методы и приёмы, которые бы повышали мотивацию детей к занятиям по исправлению их речевых недостатков.

На наш взгляд, использование в профилактической работе арт-технологий решают данную проблему, делая занятия разнообразнее, интереснее, привлекательнее для детей и тем самым помогут нам в достижении максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

АРТ-технологии

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица,совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.

Снижение уровня агрессивности и тревожности.

Развитие коммуникативных способностей.

Обучение преодолению страхов и трудностей.

Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:

«Салат из сказок» (смешивание разных сказок);

«Что будет, если. (сюжет задает воспитатель);

«Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад);

«Введение в сказку новых атрибутов, героев».

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

1) Жили-были. Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

2) И вдруг однажды…Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом.

3) Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

4) Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями.

5) Развязка сказки должна быть позитивной.

6) Мораль сказки…Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Карты -схемы

Вариант 1

Взрослый вместе с детьми выкладывает на столе три карты-схемы «Кто?», «Что случилось?», «Чем закончилось? в нужной последовательности, объясняя, что каждая из них обозначает- начало, середину и конец рассказа. Далее взрослый помогает заменить эти карты на картинки. Карты-схемы служит своеобразным планом рассказа. Далее взрослый показывает картинку и задаёт вопросы- Как зовут нашего героя? Предысторию события.

-Где был герой?

-Кого он встретил?

-Что случилось?

-Как мог помочь?

-Чем закончилось?

Попросите пересказать весь рассказ

Вариант 2

Этот вариант игры можно использовать как индивидуально так и в группе детей. Карты-схемы выкладываются на столе в нужной последовательности. Дети рассматривают все имеющиеся карточки с изображениями, взрослый помогает им подобрать картам-схемам картинки. Детей можно разделить на подгруппы и каждая составляет свой рассказ. Из получившихся рассказов выбирается лучший - определяется победитель.

Вариант 3

Взрослый предлагает составить свой рассказ, где карты-схемы могут располагаться в другую последовательности. Например, началом рассказа будет являться карта-схема «Место и время». Далее подбираем другие карты-схемы к своему рассказу: «Кто», «На чём?», «Что случилось?», «Кто помог?», «Чем кончилась?» Взрослый помогает ребёнку заменить эти карты на предметные или сюжетные картинки соблюдая план рассказа. Ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого составляет рассказ. Попросите его пересказать весь рассказ.

Вариант 4

«Логические парочки» Карточки перемешиваются и раскладываются рядами рисунками вверх. Для усложнения игры карточки раскладывается в беспорядке. Пару составляет карточки с какой-либо логической связью. Первый игрок берёт две любые карточки если на них изображены предметы которые связаны между собой игрок объясняет логическую связь между картинками, забирает карточки себе открывает следующую пару карт. Например: Дед Мороз и Снегурочка приходят в Новый год на праздник. Следующий участник берёт две карточки игра продолжается

Вариант 5

"Угадайка" .

Карточки раскладываются на столе рисунками вверх в любом порядке. Взрослый описывает предмет, не называя его.

Это дикое животное, живёт в лесу, в норе. У неё четыре лапы, рыжий хвост. Она хитрая и ловкая. Это герой сказок "Колобок", " Теремок". Кто первым догадывается и найдёт картинку с нужным изображением берёт её себе.

Вариант 6

"Подбери картинку".

Карточки раскладываются на столе. Ведущий раздает игрокам по одной картинке из разных групп, например:

животные (волк, лиса, заяц, медведь, лошадь, белые медведи);

волшебные предметы (ковёр-самолёт, зеркало, скатерть-самобранка, волшебный посох, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, живая и мертвая вода);

сказочные герои (Баба Яга, Снегурочка, Снежная Королева, Жар-Птица);

транспорт (поезд, ракета, лодка, машина). По команде ведущего игроки должны выбрать из карточек, разложенных на столе, подходящие им по группе. Побеждает тот, кто сделает это правильно и быстрее остальных. Предложите детям самим придумать признак по которому можно обобщить предметы (живая-неживая природа, времена года и т. д.).

Вариант 7

"Что изменилось?" Чего не стало?"

Ведущий раскладывает карточки в 2 ряда (по 4-9 штук, в зависимости от способностей детей) и предлагает запомнить изображение, а затем закрыть глаза. В это время ведущий убирает 1-2 карточки или меняет их местами. Игроки открывают глаза и определяют, что изменилось или какой карточки не хватает.

Вариант 8

"Кто скажет больше слов"

Ведущий показывает картинки и спрашивает:

Что можно делать в лесу? Гулять, заблудиться, слушать пение птиц, отдыхать, собирать грибы и ягоды и т. д.

Что можно делать на реке? купаться, ловить рыбу, плавать, кататься на лодке, плыть на пароходе т. д.

Что можно делать с цветами? Поливать, срезать, смотреть, любоваться, дарить, ставить в вазу, выращивать, составлять из них букет и т. д.

Какая лиса? Лиса хитрая, пушистая, рыжая, умная, ловкая и т. д.

Какой дом? Красивый, деревянный, уютный, новый и. д.

Вариант 9

"Один и много’.

Детям раздаются предметные картинки. Ведущий предлагает игрока изменить слова по образцу. Например:

Это волк - это волки - это много волков.

Это яблоко - это яблоки - это много яблок.

Это лиса -это лисы - это много лис.

Вариант 10

"Четвёртый лишний"

Ведущий на столе выкладывает по 4 картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая - к другой. Например: заяц, волк, лиса и поезд (животные и транспорт). Детям предлагается рассмотреть картинки и определить, какая и почему из них лишняя, назвать предметы обобщающими словами.

Если ребенку трудно строить правильно предложение, помогите ему дав свой образец. Например: "Я думаю, что. " ." Я считаю, что. " Так дети учатся правильно строить предложения и развивается связанная речь.

Публикации по теме:

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-технологии в речевом развитии дошкольника
Опубликовано: 25 мая 2022 в 13:58
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-технологии в речевом развитии дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Кечина Альфия (УИ 2205832) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД