Роман Штылов
Конспект открытого урока в классе основного инструмента «Ансамбль как средство повышения мотивации к обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«МУРОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Открытый урок в классе основного инструмента
По теме: «Ансамбль как средство повышение мотивации к обучению».
Выполнил:преподаватель музыкального отделения Штылов Роман Сергеевич
Заслушано на секции ЦМК инструмента и музыкально-теоретических дисциплин
Муром 2019
Публикация «Конспект открытого урока в классе основного инструмента „Ансамбль как средство повышения мотивации к обучению“» размещена в разделах
1. Актуальность. Как утверждают историки, совместная игра на музыкальных инструментах существовала с древнейших времён и возникла на ранних ступенях развития человечества. Тогда люди применяли примитивные инструменты, с помощью которых извлекались звуки, не имеющие ни точно фиксированной высоты, ни строго упорядоченного ритма.
Славянские народы всегда отличались необычайной музыкальностью. Это известно из истории развития культуры и богатого фольклорного наследия. Музыка всегда была неотъемлемой составной частью жизни народа, поскольку сопровождала его везде: в поле и горах, степях и на море, в мирное время и бурные годы.
При расширении европейской культуры на восток вместе с ансамблями народных инструментов стали возникать и развиваться также классические формы коллективного музицирования: симфонические, духовые, камерные оркестры, трио, квартеты.
Вплоть до эпохи романтизма – времени преимущественно сольного исполнительства – наибольший вес имели камерные жанры и способность музыканта играть в ансамбле.
Понятие «ансамбль» (от франц. ensemble, букв. — вместе, сразу) означает стройное сочетание различных элементов и применяется в архитектуре, градостроительстве, во всех областях искусства: живописи, скульптуре, в театре, и, конечно, в музыке.
Абитуриенты, приходя в педагогический колледж (на музыкальное отделение,закончившие музыкальную школу. предстают перед педагогом как солист, но некоторые абитуриенты поступают без музыкального образования и в процессе обучения приобретают необходимые навыки игры на инструменте. Они не могут раскрыться в полной мере. По программе. специального предмета «класса ансамбля» нет и только несколько часов в семестр отведено на коллективное музицирование. Так родилась идея, собираться во неурочное время в небольшой кружок ансамбля гитаристов.
Главная цель ансамбля - выход за рамки индивидуального обучения, здесь педагог и студенты являются равноправными партнерами в процессе музицирования. Игра в ансамбле формирует и развивает методический, гармонический и полифонический слух, память, умение слушать себя и других, воспитывает уверенность при исполнении музыкальных произведений. Студент, играя в ансамбле на протяжении длительного периода, расширяет свой кругозор, а также укрепляет навыки чтения с листа, представление художественных образов и идею каждого музыкального произведения. Ансамбль - это коллективная форма игры, где несколько музыкантов не только раскрывают художественный образ, но и выстраивают работу над партиями, где все партии равны. Необходимо также учитывать штрихи, темп, ритм, агогику. Также важен правильный выбор произведения для ансамбля.
Ансамблевое музицирование издавна известно не только как разновидность исполнительской деятельности, но и как вид и форма обучения музыке. Совместное музицирование вызывает у учащихся неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в работе. Так, игра в ансамбле способна значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.
Цель открытого урока : Активизация учебной деятельности учащихся в классе основного музыкального инструмента.
Тип урока : Комбинированный. Получения и совершенствования знаний, умений и навыков.
Задачи:
Предметные:
- овладеть средствами музыкально- исполнительской выразительности;
- повысить уровень теоретических и исполнительских качеств обучающихся;
- расширить и закрепить технические навыки;
- закрепить изучаемые ранее теоретические знания;
Метапредметные:
- развитие у обучающихся исполнительской культуры на примере изучаемых произведений;
- развитие творческой активности, инициативы обучающихся;
Личностные:
- воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения;
- повышение самооценки обучающегося;
- повышение мотивации к обучению;
Методы:
- словесный, наглядный, практический;
- прямая и наводящая формы воздействия;
- анализ;
- обобщение.
Основные методические принципы:
- принцип единства художественного и технического развития;
- принцип постепенности и последовательности;
- принцип всестороннего развития учащегося посредством работы над содержанием и художественным образом произведений;
- принцип индивидуального подхода в работе с учащимися.
2. Структура урока
Урок разделен на 3 этапа.
1 этап разминка
2 этап разбор нового произведения
3 этап закрепление пройденного материала
Первый этап разминка. Первое упражнение - «гусеница» заключается в развитии мелкой моторики рук, так и в развитии слухового анализа, которое заключает в себе понятие сыгранности (ансамбля). Основная задача сохранить четкую пульсацию во всех голосах. Исполняем последовательно, разными длительностями (четвертными, восьмыми, шестнадцатыми) в одном едином темпе. А также исполняя движение, вверх играем на крещендо, вниз диминуэндо. Это упражнение легко может трансформироваться в более сложные задачи (играем 1,3-2,4 пальцами левой руки, играем по два раза 1,2-3,4 и тд.) так же можно правой рукой сыграть как тирандо, так и апояндо.
Второе задание- игра гаммы «до-мажор» каноном заключается в четком вступлении голосов на определенную долю, а также с сохранением движения до самого конца гаммы (исполнить разными длительностями).
Второй этап- разбор нового произведения.
«Испанский танец» в обработке Д. Лермана
Мы сразу переходим к 3 цифре. в которой мы видим гаммаобразное движение мелодии. Упражнение каноном нас плавно подготовило к этой цифре (разница только в интервалах и в движении).
С участником. который играет 3 партию определяем гармонические функции. Первый такт «ля-минор» второй «соль-мажор» третий «уменьшенный ре# –мажор»(после репризы здесь уже играется фа-мажорный септаккорд) четвертый «ми-мажорный септаккорд».Основной ритмический рисунок- половинная длительность с точкой и четверть. В медленном темпе 1 партия играет с 3-ей партией, потом 2-ая партия с 3-ей, затем играем все вместе. Проблема возникает во 2ой вольте (расхождение 1и 2 партий, здесь нужно остановиться и без 3ей партии пройти этот такт несколько раз в медленном темпе. После закрепления 3 цифры переходим к началу произведения.
В начале произведения вступает 3 партия с ритмическим рисунком в стиле «самба». В 4-м такте вступают остальные партии из 3 доли. Отдельно проигрываются каждые партии. вместе с 3 партией. Затем играем все вместе в медленном темпе. Во второй цифре вступление с 3ей доли, также проиграть вместе с 3 партией. Соединить с самого начала до 4 цифры. В четвертой цифре главная партия у второй гитары. которая звучит на октаву выше (второй гитаре проиграть отдельно и подобрать нужную аппликатуру). 5 цифра повторяет вторую. В 6 теме у первая партии повторяет1-ю цифру, а вторая из 3 цифры повторяет первую партию. 7 цифра (кода) вместе четко сыграть на сильную долю и на относительно сильную долю короткими восьмыми и сразу сыграть паузу, не оставляя длинных нот. Проиграть все произведение от начала и до конца в медленном темпе.
Третий этап -закрепление пройденного материала
Р. Штылов «Шутливая мелодия»
Э. Торлаксон «Мяч»
Эти произведения игрались на сцене на «День музыки», в студенческой филармонии. При исполнении возникли проблемы: в первом произведении не четкий ритмический рисунок, а также нарушился музыкальный баланс между партиями. При исполнении второго произведения был замедлен темп, что в конечном итоге отразилось на музыкальном образе произведения.
Заключение.
В последнее десятилетие интерес к ансамблевому музицированию ещё больше возрастает. Поэтому особенно актуальным становится воспитание музыканта-ансамблиста.
Ансамблевая игра привлекает исполнителей с точки зрения обогащения и разнообразия звучания инструмента.
Ансамблевое творчество расширяет исполнительские возможности музыканта, делая доступным исполнение сложных произведений, тем самым, расширяя и обогащая музыкальный кругозор исполнителя.
Сотворчество исполнителей дисциплинирует мышление, совместные творческие поиски развивают воображение, способствуют приобретению навыков ансамблевой техники.
Помимо этого, повышенное эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой, обогащает музыканта и способствует развитию его как сольного исполнителя.
Коллективное музицирование даёт возможность реализоваться самому слабому учащемуся, создаёт условия для его активного участия в концертной деятельности.
Исполнение в ансамбле музыкальных произведений доставляет большое эстетическое удовлетворение, как слушателям, так и самим исполнителям
Список литературы:
1. М. Каркасси «Моя школа игры на гитаре»
Изд. Музыка, Москва 1980.
2. А. Иванов-Крамской «Школа игры на гитаре»
Изд. : М., Москва, 1980.
3. К. Флеш «Искусство скрипичной игры»
Изд. : М., Музгиз, 1964.
4. Л. Гинзбург «О работе над музыкальным произведением»
Изд. : М., Музгиз, 1960.
5. «Вопросы методики обучения игре на скрипке»
Изд. : Музыка, Москва 1966.