Игнатенко Наталья Петровна
Алгоритмы решения текстовых задач с применением информационных технологий на уроке математики в 3 классах
▼ Скачать + Заказать документы
Решение текстовых задач занимает существенное место в обучении математике в начальной школе. Они составляют 40% материала учебников по математике, и на их решение тратится значительная часть учебного времени. От того, насколько прочен процесс усвоения способов и методов решения задач, насколько глубок и разнообразен подход к решению, во многом зависит успех дальнейшего обучения математике.
Публикация «Алгоритмы решения текстовых задач с применением информационных технологий на уроке математики в 3 классах» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Математика, 3 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Решение задачи - это сложная деятельность, которая зависит от формулировки задачи, её степени сложности, умений ребёнка и его индивидуальных особенностей.
Процесс решения текстовой задачи можно разделить на несколько этапов:
1. Восприятие и анализ задачи - понятие ситуации в целом, выявление объектов, величин и отношений, выделение условия и требования.
2. Поиск и составление плана решения - объединение известных данных и неизвестных.
3. Выполнение плана решения - нахождение ответа на вопрос задачи.
4. Проверка решения задачи - установление правильности выполненного решения и устранение ошибок, если они были допущены.
Грамотное использование современных информационных технологий на уроках математики в начальной школе способствуют:
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- повышению положительной мотивации к обучению, активности и инициативности;
- развитию навыков самостоятельной деятельности и самопроверки;
- повышению объёма выполняемой работы на уроке;
- более глубокому усвоению трудных тем;
- развитию навыков исследовательской деятельности;
- снижению дефицита подвижной наглядности;
- обеспечению доступа к различным тренажёрам, электронным образовательным платформам и другим информационным ресурсам;
- формированию познавательных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий;
- повышению качества успеваемости школьников и образования;
- приобретению навыков работы на компьютере с соблюдением правил безопасности.
Педагогический эксперимент реализовывался в 3 этапа. Исследовали динамику уровней развития умений младших школьников решать текстовые задачи, при обучении использовали ИКТ.
Первый этап - определение уровня сформированности умений решать текстовые задачи у младших школьников. Считается общим умением работы над текстовой задачей - это умения, которые формируются постепенно, каждый раз отрабатываются по отдельности, под руководством педагога и самостоятельно. Процесс решения текстовой задачи - это умение прочитать и понять задачу, выделить условие и требование; составить план решения задачи, связать известные данные и неизвестные (путём рассматривания модели или с помощью рассуждений); выполнить требование, найти ответ на вопрос задачи ( различными методами: практическим, арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим); установить правильность выполненного решения, если есть ошибки, устранить. Для формирования данных умений учитель использует план работы над задачей. Чаще всего ученики допускают ошибки при решении задач на движение, поэтому на уроках учитель часто применяет мультимедийное сопровождение. Также использует такие приёмы моделирования, как, предметные картинки, составление таблиц, схем, диаграмм. Нестандартные задачи учащиеся разбирают и решают на уроке, домой же предлагаются известные виды задач.
Целью второго этапа исследования, формирующего, было повышение уровня сформированности умений младших школьников решать текстовые задачи. Для этого были разработаны и подобраны планы уроков, мультимедийные презентации, в том числе с анимацией, а также, электронные образовательные ресурсы, тренажёры, тесты, интерактивные игры, Flash-игры.
На данном этапе дети работали над решением текстовых задач. Систематически для каждого урока учащимся были предложены разнообразные виды ИКТ. Компьютер, проектор и интерактивную доску использовали как: индивидуальное средство обучения; средство организации контроля усвоения учебного материала, мгновенного оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке. Интерактивная доска использовалась на разных этапах урока : при постановке цели и задач урока, актуализации знаний, объяснении и усвоении нового материала, закреплении, повторении и рефлексии.
Программа Microsoft PowerPoint для создания мультимедийных презентаций проста в работе, по щелчку мыши появляются задания с анимационным эффектом, паровозы едут, обгоняя друг друга, выплывают ответы решения задач. Яркое анимированное оформление позволяет точно воспринимать и запоминать новый материал урока.
Интерактивные тренажёры помогают эффективно отработать и закрепить учебный материал на уроках и в самостоятельной работе. Целесообразность использования заключается в следующем: быстрая обработка результатов; определение проблемных моментов; объективность оценки учащегося.
Анимационные музыкальные физкультминутки переключают внимание учеников, снимают усталость, напряжение, восстанавливают силы, что так же важно для младших школьников.
Flash-игры - логические игры являются отличной тренировкой внимательности, развитию мышления, воображения и поиску решения задач.
Интерактивный курс математики «Уроки Кирилла и Мефодия» - это мультимедийный учебник-игра. Занимательные интерактивные задания учебника помогают детям в увлекательной игровой форме получать знания по математике и дают возможность уверенно почувствовать себя в мире задач. Преимущество слайдовой структуры представления учебного материала заключается в возможности отбора из серии слайдов нужные для урока, без необходимости показывать все интерактивы, входящие в серию. Основные дидактические функции слайдов: источник информации; средство управления учебной деятельностью; средство организации контроля и самоконтроля. Особенности таких уроков заключается в том, что они содержат систему поощрения в виде анимированных персонажей и озвученных заданий, а также дневник, как возможность контроля полученных знаний.
Учи. ру - это онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной форме. Обучение построено на выполнении интерактивных заданий, которые моделируют ситуации из реальной жизни, знакомые каждому ученику. Учи. ру строит диалог с учеником. Система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению. Учи. ру анализирует действия каждого ученика: учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика и на основе этих данных автоматически подбирает персональные задания и их последовательность, создавая таким образом индивидуальную образовательную траекторию. Образовательная платформа подстраивается под тех, кому требуется больше времени, даёт дополнительные объяснения, большее количество заданий и работу над ошибками. Учитель получает детальную статистику об образовательных результатах по каждому ученику. В любой момент можно узнать, сколько заданий выполнили ученики, сколько времени было затрачено на их выполнение, какие задания и темы вызвали наибольшую сложность. Учи. ру индивидуализирует обучение и помогает учителю выстроить программу для каждого ученика. Предельно простая навигация позволит ребёнку заниматься самостоятельно или с минимальным участием взрослого.
Таким образом, интерес учащихся к урокам математики значительно вырос. Обучение стало интереснее и увлекательнее.
В ходе педагогического эксперимента было установлено, что в результате систематического применения информационно-коммуникационных технологий на уроках математики при решении текстовых задач уровень соответствующих умений у учащихся существенно возрос: учащиеся со средним уровнем умений повысили свои результаты и перешли в группу учащихся с высоким уровнем умения решать задачи; учащиеся с низким уровнем перешли в группу со средним уровнем умений решать задачи. Уроки с использованием ИКТ - это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Использование компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников влияет на рост профессиональной компетентности учителя, что способствует значительному повышению качества образования.