Алина Скарлыкина
Алгоритм действий по оформлению замещающей семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – одна из величайших ценностей, которой обладает человечество на протяжении истории своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Семью важно рассматривать как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев. В годы перестройки в России чрезвычайно обострилась проблема сиротства. Сиротство для любого общества – трудно решаемая задача.
Публикация «Алгоритм действий по оформлению замещающей семьи» размещена в разделах
Сопровождение замещающей семьи – система поддержки замещающей семьи, осуществляемая на основе оказания семье комплекса социальных услуг с целью сохранения и укрепления социального, психологического и физического здоровья членов приёмной семьи и профилактики вторичных отказов от ребёнка.
Профессиональное сопровождение замещающих семей – это один из важнейших этапов в работе специалистов по работе с ребенком, помещенным в семью, и членами данной семьи.
Цели сопровождения замещающих семей :
создание условий для сохранения целостности замещающей семьи;
содействие успешной адаптации детей в замещающих семьях;
профилактика возврата ребенка в организацию для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
предотвращение жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.
Задачи психолого-педагогического сопровождения замещающих семей :
создание психологического микроклимата, способствующего
комфортному пребыванию ребёнка в семье;
оказание комплексной профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, социальной помощи семье, принявшей ребенка (детей) на воспитание;
помощь в преодолении негативных последствий прошлого опыта ребёнка (пережитого насилия и пренебрежения, опыта пребывания в интернатном учреждении);
развитие и поддержание родительской компетенции и навыков воспитания приемных детей;
содействие обмену опытом между замещающими родителями.
Алгоритм действий по оформлению замещающей семьи.
1. Заключение договора о сопровождении семьи.
Заключение Договора о сопровождении семьи является основанием для начала работы специалиста по сопровождению конкретной семьи. Данные о договоре с семьей, встающей на сопровождение, вносятся в «Журнал регистрации договоров на оказание услуг комплексного сопровождения семьи, принявшей на воспитание ребенка».
2. Назначение специалиста, закрепленного за замещающей семьёй.
Специалист семьи назначается внутренним локальным актом руководителем центра.
3. Знакомство, выявление проблемы через первичное анкетирование, интервьюирование членов замещающих семей, диагностику познавательных, мотивационных, эмоционально-волевых, психодинамических и характерологических особенностей подопечных, а также особенностей внутрисемейных отношений.
Диагностика взрослых – выявление особенностей взаимоотношений с детьми и определение стиля семейного воспитания.
Диагностика детей и подростков –изучение познавательной, межличностной сфер, выявление индивидуальных особенностей.
Цели первой встречи с семьей :
получение общего представления о семье, получение информации о ребенке и семье в целом;
установление доверительных отношений между специалистами и семьей;
выявление проблем семьи.
После собеседования с замещающим родителем педагог-психолог определяет дату следующей встречи для знакомства с ребенком, а также для проведения диагностики ребенка и родителя.
4. Составление личного дела семьи :
заявление на сопровождение;
согласие на обработку персональных данных;
согласие на оказание социально-диагностических услуг ребенку;
карту замещающей семьи, в которой отражаются общие сведения о семье и вся последовательная работа, проводимая с ней;
индивидуальный план сопровождения семьи, включающий цикл встреч: мероприятий, занятий, консультаций, тренингов, экскурсий и прочее;
психолого-педагогическое заключение по результатам проведенных
диагностических исследований;
отчеты о работе с данной семьей с рекомендациями родителям и
детям.
5. Выход специалистов в замещающую семью, образовательное учреждение, которое посещает ребёнок.
В процессе общения с членами семьи, классным руководителем, учителями школы, воспитателями детского сада изучаются окружающий ребёнка социум, условия для развития подопечного.
Визит в семью должен длиться не менее 2-х часов, что даёт возможность лучше узнать ситуацию в семье. Специалистам, закрепленным за семьей, необходимо выстраивать взаимоотношения с ребенком и семьей таким образом, чтобы семья воспринимала их не как представителей контролирующих организаций, а как «друга» семьи, который хочет им помочь. Но в тоже время, необходимо не переступить тонкую грань, ведущую к «панибратству».
Таким образом, специалисты, не вмешиваясь в жизнь замещающей семьи, должны стать для неё необходимыми, чтобы в их советах и рекомендациях нуждались.
Обязательно должна проводиться работа с семейным окружением замещающей семьи, так как именно семейное окружение, в первую очередь,
может спровоцировать не только конфликт в семье, но и возврат ребенка в государственное учреждение. Специалистам необходимо проводить индивидуальные беседы с родственниками, с соседями.
Помощь специалистов замещающей семье нужна в различные периоды жизнедеятельности семьи.
В период адаптации необходимо постоянное и регулярное наблюдение за ходом адаптации ребенка к проживанию в замещающей семье, в социуме.
При появлении проблемы, конфликта в семье желательно как можно чаще осуществлять телефонные переговоры с замещающими родителями с целью поддержки, помощи, разрешения конфликта.
6. Составление отчёта по результатам посещения замещающей семьи.
Здесь описывается оценка комфортности замещающей семьи : эмоциональное развитие подопечного, оценка семейных взаимоотношений.
Даются рекомендации замещающим родителям (устные и письменные).
Устные – индивидуальное консультирование, письменные –
методического материала.
7. Промежуточная диагностика по ранее выявленным проблемам и составление психологического заключения на ребёнка.
8. Составление квартального отчёта с описанием результатов сопровождения семьи, находящейся на кризисном или экстренном уровнях.
9. Индивидуальное консультирование членов замещающих семей.
Важное место отводится индивидуальному консультированию родителей
как по вопросам развития и воспитания детей, так и по вопросам, связанным
с взаимоотношениями в семье. Эта работа проводится постоянно.
10. Мониторинг замещающей семьи, включающей оценку успешности воспитания, образования и развития ребёнка, уровня педагогической компетентности замещающих родителей.
Заключение.
Психолого-педагогическое сопровождение является важным и необходимым условием для детей, переданных на воспитание в замещающую семью. Сопровождение замещающих семей позволяет укрепить уверенность родителей в своих воспитательных воздействиях, расширению диапазона средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.
Организация и проведение сопровождения замещающей семьи предполагает, что семья имеет полную информацию о содержании программы сопровождения, сроках ее реализации, возможных результатах и о взаимных обязательствах. Осуществляется и контроль качества сопровождения со стороны руководителя службы сопровождения.
Сопровождение будет более успешным при условии взаимодействия специалистов учреждений, занимающихся сопровождением замещающих семей, со специалистами органов опеки и попечительства.
Литература.
1. Гринберг С. Н. Приемная семья : психологическое сопровождение и тренинги / С. Н. Гринберг, Е. В. Савельева, Н. В. Вараева, М. Ю. Лобанова. – СПб.
2. Захарова Ж. Подготовка замещающих родителей к новой роли / Ж. Захарова // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 35-38.
3. Иванова Н. Замещающая семья как социокультурное явление / Н. Иванова // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 13-18.
4. Иванова Н. П. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье / Н. П. Иванова, И. А. Бобылева, О. В. Заводилкина. – М., 2002.
5. Матвиенко И. В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации
детей-сирот в приемной семье : дисс. канд. пед. наук. – Москва, 2006.
6. Хрусталькова Н. А. Организационно-педагогическая работа социальных педагогов с профессионально-замещающей семьей : теория и технология / Н. А. Хрусталькова // Инновации в образовании. – 2006. – № 6. – С. 81-100.
7. Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л. М. Шипицына, А. А. Хилько, Ю. С. Галлямова и др. ; под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2005.