Екатерина Томша
Актуальность исследования родительства в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Томша Е. Э.
Актуальность исследований родительства в современных условиях
В последние годы специалисты, занимающиеся демографическим вопросом, утверждают, что в России в настоящее время наблюдается депопуляционный процесс, то есть снижение численности населения, одной из причин которого является низкая рождаемость, и с каждым годом и десятилетием прогнозируется усиление этой тенденции, вследствие чего более заметным станет сокращение населения. В этой связи возрастает значимость семьи, и актуальными становятся вопросы изучения ее репродуктивной функции – воспроизводства и сохранения, взращивания потомства. На репродуктивную функцию семьи оказывают влияние как внешние, экономические и политические факторы, так и внутренние, психологические. Исследования, проведенные в области психологии, педагогики и социологии обобщили совокупность представлений, обусловливающих репродуктивное поведение, рассматривая его как репродуктивную установку; она определяется как «комплекс поведенческих актов, суждений, оценок и позиций личности, выражающих ее фактическое (поведенческое, эмоциональное и сознательное отношение к рождению детей и опосредующих принятие соответствующих решений» [1, c. 164]
Публикация «Актуальность исследования родительства в современных условиях» размещена в разделах
Репродуктивные установки рассматривают как один из компонентов феномена родительства. Овчарова Р. В. предлагает рассматривать родительство как интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания [2, c. 13]
На сегодняшний день в отечественной науке выделяется несколько научных подходов, опирающихся на психологическое (Р. В. Овчарова, М. О. Ермихина, Г. Г. Филиппова, А. А. Леонтьев, В. А. Рамих, социологическое (Н. В. Богачева, А. И. Антонов, О. В. Глезденева, Т. А. Гурко, И. С. Кон) и педагогическое (И. Н. Гребенников, О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева, Л. Ф. Спирин) понимание феномена «родительство». При этом психологическое и социальное направления наиболее широко представлены. Психологи рассматривают родительство как «осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим детям, представляющее собой интегральное психологическое образование личности» [3, с. 464]. Г. Г. Филиппова подчеркивает, что родительство – это не только «часть личностной сферы женщины и мужчины», но и системное образование, «включающее потребности, ценности, мотивы и способы их реализации», а также систему детско-родительский взаимодействий и семейной педагогики [4, с. 350].
Грицай Л. А. считает, что в России непропорционально мало исследований родительства в сравнении с высокой потребностью в них не только в связи с трансформацией брака и дальнейшим развитием отрасли социологии семьи, но и исходя из практических задач разработки федерального и регионального законодательства, совершенствования социальной политики.
Р. В. Овчарова отмечает, что среди факторов, влияющих на родительство, в отечественной психологии наиболее изученными являются факторы воспроизводства, наиболее разработаны с точки зрения причинной и функциональной зависимости репродуктивные установки и репродуктивное поведение личности. Проведенный ею теоретический анализ существующей научной литературы показал, что до сих пор не решен вопрос о системе факторов, детерминирующих родительство. [2, c. 21]
Таким образом, актуальными являются исследования самого феномена родительства, системы детерминирующих факторов, и основ его формирования. Современные ученые еще не ответили на вопрос о том, когда впервые у человека возникает представление о себе как о будущем родителе и о своих собственных будущих детях, какие условия и факторы могут повлиять на эти представления, и какой диагностический инструментарий можно использовать для раннего обнаружения возможного негативного развития индивидуального родительства.
Литература:
1. Бойко В. В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. М. : Мысль, 1985, 238 с.
2. Овчарова Р. В. Психология родительства : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
3. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен. – М., 2006.
4. Филиппова, Г. Г. Перинатальная психология: история, современное состояние и перспективы развития. – М., 2006.